Древнейшее искусство рисования на воде. Эбру и суминагаши.
Презентация на тему: Эбру и суминагаши – древнейшее искусство рисования на воде
Эбру и суминагаши – древнейшее искусство рисования на воде Из опыта работы Андриановой Ирины Кабировны учитель изобразительного искусства МБОУ «Юлдузска СОШ» Чистопольскоо муниципального района РТ
Эбру (рисование по водной глади) – древнейший способ создания узоров на ткани и бумаги с эффектом мрамирования.
Из истории возникновения Эбру зародилось в Средней Азии (по некоторым данным, в Индии) в глубокой древности и в последующем распространилось на территорию Пакистана и Турции.
В Турции и Пакистане, где искусство эбру и сейчас весьма распространено, используют для рисования специальные краски растительного происхождения. Для достижения вязкости в воду добавляют нектар Гевена (Астралагус). А сами кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Поэтому придется слегка поэкспериментировать с доступными для европейца красками и материалами, чтобы достичь схожего результата
Существуют даже, как ни удивительно, способы рисования на воде – техника и суминагаши. Причем очень древнее. Только родина суминагаши – Япония, а техника эбру пришла к нам из Турции, а еще раньше (предположительно)зародилась в древней Индии, затем перешла к персам – они-то и принесли технику эбру в Османскую империю.
Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком.
Способ рисования по технике эбру и суминагаши Шаг 1. Готовим краски: Берем масляные краски и разводим их в специальном растворителе (можно купить в художественных салонах), либо в бензине или скипидаре. Растворитель для масляных красок предпочтительнее (по причине отсутствия резкого запаха). Консистенция – чуть гуще воды. Можно приготовить некоторое количество краски разных цветов и хранить ее в отдельных баночках.
Способ рисования по технике эбру и суминагаши Шаг 2. Создаем условия для водыБерем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы (корытце, контейнер и т.п.). Нужно позаботиться о том, чтобы диаметр емкости был чуть больше диаметра листа бумаги, на который будет переноситься рисунок. Заполняем емкость водой. Не до краев!
Способ рисования по технике эбру и суминагаши Шаг 3 Подготавливаем воду к творчествуНам нужно добиться определенной вязкости воды. Обычно в нее добавляют некоторое количество канцелярского клея. Пропорции придется вычислять самостоятельно, эскпериментируя, пока не научитесь “чувствовать” воду. Некоторые пробуют добавлять крахмал вместо клея. Также придется экспериментировать самостоятельно.
Способ рисования по технике эбру и суминагаши Шаг 4. Нанесение красокРазбрызгиваем, добавляем по каплям (и т.п.), в общем, наносим краски на поверхность воды. Если вы правильно провели предыдущие этапы, краски будут самостоятельно “плавать” по поверхности, не смешиваясь активно друг с другом. Без вашей помощи, конечно.
Способ рисования по технике эбру и суминагаши Шаг 5. Создание узораТеперь с помощью кисточки экспериментируйте с узором
Способ рисования по технике эбру и суминагаши
Способ рисования по технике эбру и суминагаши Шаг 6. Перенос рисунка на бумагу.Аккуратно размещаем на поверхность рисунка лист бумаги. Ждем несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге. Затем аккуратно снимаем и переворачиваем. Даем возможность высохнуть.
Эбру и суминагаши
« Рисунки на воде », « мраморная бумага », « турецкое мраморирование » – звучит завораживающе, не правда ли?
Искусство мраморирования бумаги появилось в Средней Азии. Оно настолько древнее, что по сей день идут споры, где оно зародилось. По некоторым предположениям, эбру появилось в Индии, а потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другой версии, оно зародилось в Бухаре, и после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать с уверенностью – эбру имеет восточные корни.
Первые образцы эбру можно найти в книге «Gay-i Cevgan» («Гай-и Чевган»), написанной в 1539 году и хранящейся в стамбульском дворце Топкапы.
Как делается эбру?
На первом этапе в небольшое прямоугольное корыто выливается специально приготовленный густой раствор из воды и нектара гевены (это растение из рода астрагалов растет только в Турции). Сок гевены обладает слабыми клеящими свойствами – таким образом достигается необходимая вязкость воды.
Потом в эту смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры.
На этот своего рода мраморный грунт наносится рисунок. Мастер кладет на поверхность воды несколько капель краски – вручную, особыми инструментами. Традиционно для техники эбру эти инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса. Этими «кистями» художник работает с нерастворимой пленкой красок – смешивает цвета, растягивает, закручивает и т.д.
Далее на воду кладется чистый лист бумаги. Через 5-10 секунд его осторожно снимают и оставляют сохнуть. Перенесенное на бумагу произведение и является законченным эбру.
Простейший способ сотворить что-то подобное самому – поэкспериментировать с масляными красками. Для удержания красок на воде в нее можно добавить конторский клей, а масляные или печатные офсетные краски растворить в скипидаре.
Далее действовать, как описано выше. Может, это будет лишь подобием эбру, зато какое удовольствие творить что-то своими руками и знать, что ваше произведение уникально и скопировать его невозможно.
На Востоке говорят: чтобы получить красивый Эбру, надо иметь легкую руку, обладать утонченным вкусом и открытым умом. Ну, и, конечно, это занятие – только для терпеливых и аккуратных)))
Это искусство насчитывает несколько столетий, и, благодаря возникновению новых методов, мастера эбру создали различные направления техники, которые дополняют характеристики классического эбру. На сегодняшний день существуют такие разновидности рисунка эбру, как «крупный», «прилив и отлив», «зигзагообразный», «шаль соловья», «фейерверк» и «цветок». И в любом виде эбру ни один мастер, насыпая краски в емкость, еще не знает, каким выйдет его рисунок. Он может только предполагать, на что будет похоже его творение.
Поэтому название эбру даётся обычно только после того, как ему будет придана форма. Некоторые типы эбру были названы именами художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, есть «Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов.
«Иногда ты смотришь на небо и видишь великолепное Эбру облаков, переливающееся оттенками красного, синего, жёлтого и индиго. А некоторыми ночами вы должны были заметить, как лучи луны играют всеми цветами радуги на громадном Эбру туч. Наши отцы и деды умели поймать эту райскую красоту в зелени деревьев и черноте земли и запечатлить божественную картину на листе бумаги. Художник отдаётся божественному желанию и своему сокровенному, и, освободившись от себя, растекается Эбру на бумаге. В этот момент Эбру растёт, заполняя весь мир, и океаном разливается по Вселенной вместе с сердцем и душой художника».
Похоже на эбру и искусство суминагаши – древняя японская техника декорирования бумаги красками. Она считается древнейшим видом живописи, появившимся в Китае более 2000 лет назад и практикующимся в Японии синтоистскими священниками с начала 12-го века. Различаются эбру и суминагаши приёмами и материалами. Прежде всего, суминагаши – это именно рисование на воде, а для эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость. Краски для обеих техник – эбру и суминагаши – используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды.
Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы. Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага. Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком.
До недавнего времени существовала опасность исчезновения традиционного турецкого искусства, но благодаря стараниям таких мастеров, как Неджметтин Окйяй, Мустафа Дюзгюнман и Фуат Башер искусство эбру и суминагаши сохранилось до наших дней.
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования — суминагаши, эбру»
Аниса Салихова
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования — суминагаши, эбру»
Мастер-класс для педагогов
«Искусство рисования на воде. Суминагаши. Эбру».
Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования на воде «Суминагаши». «Эбру».
Задачи: Показать педагогам основной способ рисования красками на воде – мраморирование с элементами цветочного декора. Упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Суминагаши» и «Эбру».
Назначение мастер-класса:
Рисование в технике Суминагаши и Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.
Материалы: Жидкость, лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная.
Ход мастер-класса:
(Звучит восточная спокойная музыка)
«Вода – это самое мягкое и самое слабое существо в мире,
но в преодолении твердого и крепкого она непобедима,
и на свете нет ей равного.»
Дао Дэ Дзин (“Книга о Пути и Силе”)
Жизнь зародилась в воде… И красота вселенной тут же отразилась в ее звенящих струях. Вода – стихия своенравная и непостоянная. Любое нарушение ее покоя заставляет водный глянец меняться.
– Как вы думаете, можно ли рисовать на воде? (нет)
– Конечно, краски растворяются в воде. Но все же это возможно.
Что такое суминагаши?
Медленно кружатся в воде картонные кружки в веере разноцветного шлейфа, образуя изумительно неповторимые узоры. Техника суминагаши уникальна. Ее неспроста назвали «плавающими чернильницами». Один из древнейших видов японской живописи получил второе дыхание и снова завоевывает мир. Сейчас очень популярны ткани, расписанные в этой технике. И в нашей стране проводятся мастер-классы по рисованию в технике суминагаши.
В чем секрет суминагаши?
В терпении. Художнику было необходимо поистине ангельское терпение, чтобы получить шедевр, так как лишь одна из множества попыток воспроизвести на воде нужный сюжет дает желанный результат.
Методика рисования в технике суминагаши.
В емкость с водой опускаются маленькие кружки из картона, затем на них понемногу добавляют нерастворимую в в воде тушь. Эти круги задерживают капли туши, не давая ей опуститься вниз на дно. Повороты кружков разносят по воде разноцветные шлейфы, образуя узоры разных форм и размеров. При рисовании на воде картонные легкие кружки двигаются свободно под воздействием движения воздуха, но могут также приводиться в движение с помощью подручного инструмента-кисточки, можно их «взбаламутить рукой» или подуть на воду, чтобы образовалась рябь.
Но для того чтобы получить этот шедевр, художнику необходимо вовремя перенести его на бумагу или ткань.
Для этого материал следует окунуть в воду, не погружая его полностью, и сразу достать. Вот в этом-то моменте и состоит главное мастерство художника: одно неверное движение — и работа идет насмарку, узор нарушен. Мастерство заключается в том, чтобы узор с точностью отпечатать на бумаге. Но бывает, что при ошибке получается даже более интересный результат.
Работы, выполненные в технике суминагаши, в Японии можно встретить в интерьерах квартир, в дизайне знаменитых японских клинков, на тканях и подарочных пакетах, в оформлении книг и альбомов.
Что такое эбру?
В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно “обру”, значит “на воде”.
Эбру – очень древнее искусство рисования на воде. Существуют разные версии о месте происхождения Эбру – Туркменистан, Персия, Индия, Пакистан. Однако родиной Эбру принято считать Турцию.
Эбру можно освоить дома самостоятельно. Такое рисование будет отличным занятием для ребенка, оно не только оригинально и необычно, но и развивает мелкую моторику рук и отлично влияет на воображение маленького художника. Процесс создания картин методом Эбру настолько интересен, что увлечет даже взрослого.
Итак, чтобы рисовать на воде, будут необходимы:
вода с загустителем; краски; емкость; кисти; гребни, шило или спицы; бумага. Теперь давайте поговорим о каждом отдельно и поподробнее.
Теперь давайте поговорим о каждом отдельно и поподробнее.
Загуститель для эбру.
Как разводить? Жидкость для Эбру должна быть густой, как кисель и достаточно плотной, чтобы краски в ней не растворялись. Чтобы этого добиться, применяют “загуститель для эбру“. В магазинах он продается в трех видах: порошок и жидкий концентрат для разведения, или уже готовый раствор для рисования. Каждый загуститель имеет инструкцию, и готовить раствор нужно строго по ней, так как в зависимости от состава процесс может различаться.
Краски для Эбру
Краски состоят из натурального пигмента, воды и желчи. Они очень жидкие, почти цветная вода, и поэтому легко растекаются по поверхности.
Перед началом рисования лучше всего разливать краску в отдельные емкости или пластиковые стаканчики. Обязательно взболтайте флакончик, чтобы перемешать пигмент, и отлейте небольшое количество в стакан.
Кисти для Эбру
Кисти для Эбру используют из конского волоса. Это могут быть обычные кисти и кисти-щетки. Для каждого цвета лучше использовать отдельную кисточку, так как краски нельзя смешивать.
По технике рисования кистями воды касаться не нужно. Они нужны для разбрызгивания и создания абстрактного фона. Капли, касаясь воды, растекаются по поверхности, создавая уникальный и неповторимый узор.
Гребни – это специальные инструменты, с помощью которых осуществляется сам процесс рисования. Внешне они представляют собой небольшие грабельки или расческу: ряд параллельных иголок, прикрепленных к плоскому основанию. С их помощью создается фон и симметричные орнаменты.
Шило тоже используется для рисования. С его помощью можно вырисовывать отдельные элементы: цветы, птиц и бабочек. В качестве альтернативного инструмента можно воспользоваться спицами. Важно после прорисовывания каждого элемента вытирать кончик шила или спицы, чтобы не допускать смешения красок.
Бумага нужна для того, чтобы перенести потом рисунок с жидкости и отпечатать его. Существует специальная грунтованная бумага для Эбру. Но можно брать и обычную бумагу для принтера или любую другую, которая окажется под рукой. Старайтесь не использовать слишком плотную на начальных этапах, чтобы не смазать изображение.
Процесс рисования на воде Теперь, когда мы разобрались со всеми необходимыми приспособлениями, пора приступать к самому главному – рисованию! Готовим раствор по инструкции, настаиваем и выливаем в поддон. Переливаем краски в отдельные стаканчики, раскладываем перед собой весь инструмент и начинаем!Создание фона Перед тем, как приступить к созданию узоров – нужно подготовить фон для рисунка. Он будет удерживать краски, которые вы будете наносить потом.
Фон можно сделать однотонным или использовать несколько цветов: краска не будет смешиваться, образуя прожилки и узоры. Попробуйте использовать гребень для придания фону более сложного орнамента.
С помощью всех инструментов вы можете создавать самые разные изображения. Расслабьтесь и не пытайтесь делать рисунки точными и ровными, ведь Эбру больше подходит для абстракции и волнообразных орнаментов.
Эбру– это искусство Востока, такое же вечное и красивое. Каждая ваша картина будет уникальна и неповторима.
Спасибо за внимание.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии. Эбру (нетрадиционные технология)» Ход мастер-класса: – Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер классе. Начать свой мастер класс я хотело бы со стихотворения.
«Нетрадиционные техники рисования». Мастер-класс для педагогов «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Подготовила.
Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Конспект мастер-класса для педагогов. Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста. Рисование мятой бумагой» Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: 1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую.
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» Мастер – класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования с детьми раннего возраста» Пояснительная записка Формирование творческой.
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «эбру» Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования «Эбру» Цель моего мастер класса : Познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования.
Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» Добрый день! Сегодня хочу поделиться с Вами рассказом о том, как мы осваиваем нетрадиционные техники рисования в младшей группе. Дети с.
Презентация «Мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» для детей младшего дошкольного возраста» Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка раннего возраста: – мелкой.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Эбру Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются недостаточно развитыми.
Источники:
http://ppt4web.ru/mkhk/ehbru-i-suminagashi-drevnejjshee-iskusstvo-risovanija-na-vode.html
http://vseshtuchki.ru/ebru-i-suminagashi.html
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-netradicionye-tehniki-risovanija-suminagashi-yebru.html