Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье.

Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье.

Предпросмотр страницы №1

Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье .

Единая система педагогический воздействий, единые требования, предъявляемые ребёнку в школе и семье, способствуют выработке определённого динамического стереотипа поведения.

Учитель выступает главным действующим лицом в педагогическом руководстве семейным воспитанием.

Рассматривая руководство семейным воспитанием как сложный педагогический процесс, имеется в виду не только внешние связи семьи и школы, направленные на воспитание ребёнка, но и внутренние, заключающиеся в подлинно диалектическом разрешении противоречий между поведением и установками школьника, что активизирует всестороннее и гармоничное развитие его личности.

Для достижения этой цели необходимо организовать и направлять деятельность учителя по руководству семейным воспитанием:

Психологическую подготовку учителя (осознание необходимости организации педагогического руководства семейным воспитанием);

Качественное руководство воспитанием детей;

Создание целенаправленной системы перспектив, планирования работы с родителями, побуждение учителя к творческому поиску, к критическому анализу своей работы с родителями, к изучению лучшего опыта семейного воспитания, к участию в обмене опытом по педагогическому руководству воспитанием младших школьников в семье.

Правила для педагогов

Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.

Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.

Психолого – педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленно общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.

Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье

(слайд 1)Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье.

(слайд 2)Семья – это точка опоры

Нет семьи – растет сорная трава

Под названием «перекати – поле»

Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа и т. д.) На каждом этапе развития человек подвергается воздействию как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека, т. е. происходит процесс социализации. Ребенок становится личностью.

(слайд3)Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, это первая ступенька социализации и развития самосознания личности. Именно семья является посредником между индивидуумом и обществом, транслятором общечеловеческих ценностей. Эффективность воспитания в семье зависит от того, как родители понимают свою функцию, насколько они владеют психолого-педагогическими знаниями, методами и приемами воспитания, и в этом плане семье необходима помощь и поддержка школы, профессиональных педагогов. Ни у кого не вызывает сомнения, что тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы являются залогом успешной социализации личности. При чем семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.

Существующая до сих пор практика ориентации преимущественно на общественное воспитание значительно принижала роль семьи как социального института. Этим и объясняется недостаточное внимание со стороны педагогов к проблемам изучения семьи и поиску путей влияния на семейное воспитание. Каждая третья семья — неполная. В каждой второй есть явные или скрытые проблемы, которые накладывают отпечаток на воспитание детей.

Читать еще:  Украшения своими руками. Брошь.

В действительности необходимость работы с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой – либо помощи организации образования со стороны родителей, сколько заботой об индивидуальном развитии ребёнка. Создание единой воспитательной среды важно для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка. Именно поэтому необходима интеграция воспитательного потенциала школы и семьи, общение на равных — т. е. такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого — либо мероприятия с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), консультантов, организаторов мероприятия. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса:

— родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения;

— педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.

Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. Однако, несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, педагог уже не может, как прежде использовать только лекционную форму работы, так как воспринимается родителями как давление со стороны педагога.

В связи с этим в настоящее время педагогический коллектив нашей школы старается использовать интерактивные формы взаимодействия с родителями. (слайд 4)Основные формы работы с семьей– групповые и индивидуальные.

В индивидуальной форме учителя проводят беседы по вопросам воспитания ребенка, консультации, посещают семьи. Здесь выработались свои условия для индивидуальной работы:

-нельзя вести беседу в агрессивных тонах;

— не поучать родителей, а советовать;

— не приходить в семью без предупреждения;

-не планировать свой визит более чем на 10-15минут;

Групповые формы – это родительские собрания.

(слайд5)Классные руководители стараются проводить родительские собрания разных видов: организационные, деловые, тематические, праздничные, информационные, итоговые. Для взаимодействия на родительских собраниях каждый классный руководитель вырабатывает свой стиль общения с родителями. Как показывает практика, родители стали чаще прислушиваться к советам учителей. Собрания у нас проводятся раз в четверть, в форме круглого стола, семейной гостиной. Каждый классный руководитель понимает, что собрание будет более результативным, если присутствует диалог с родителями.

В последнее время получила распространение идея повышения уровня воспитательного потенциала родительской общественности. (слайд6)Особого внимания заслуживает проведение тренингов для родителей и совместных тренингов родителей и педагогов, главная задача которых – помочь родителям осознать свой собственный опыт. Это мероприятия психолого — педагогического просвещения родителей (семинары, тренинги, лекции, «круглые столы»)

Чтение психологических баек.

(слайд 7)Существует система социального партнерства школы и семьи. Для социального партнерства характерны принципы: добровольность. Здесь важно понимать, что социальное партнерство не самоцель, а инструмент для достижения цели. Целью является формирование системы добровольных и равноправных взаимоотношений и взаимоподдержки школы и семьи, приводящих к повышению их воспитательного потенциала.

(слайд8) Например, организационные формы социального партнерства: Управляющий совет, Попечительский совет, проектные группы, учительско — родительские клубы, экспертный учительско- родительский совет, школьный консилиум и т. д. Системы социального партнерства могут быть разных типов. В основе коммуникативного социального партнерства школы и семьи в сфере воспитания лежит взаимообучение воспитательной направленности, педагоги и родители передают друг другу знания, идеи по воспитанию детей. Коммуникативное партнерство дает возможность как учителю, так и родителю выступать в роли транслятора знаний, мнений, идей в сфере воспитания.

(слайд 9)Ещё один распространенный вариант родительского участия — школьно- семейное проектирование, при котором родители вовлекаются в управленческий проект, направленный на решение общешкольной проблемы, или участвуют в реализации какого — то масштабного для школы замысла. В нашей школе так осуществлялся проект благоустройства детской площадки. Таким образом, новое содержание взаимодействия школы и семьи как институтов воспитания составляют различные виды деятельности (коммуникативная, управленческая, экспертная, проектная, консультативная и другие) и осуществляются в режиме социального партнерства. Реализоваться может как через традиционные, так и инновационные формы.

Читать еще:  Свинья из бумаги - символ года 2019. Как сделать свинку своими руками. Видео урок и

Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителя стараются соблюдать такие правила:

1.Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или необходимостью развития его личностных качеств.

2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший период, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Только наедине можно сообщать родителям результаты психодиагностики ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.

3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности его родителей.

4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям, к родным и близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.

(слайд10)Школа и семья должны быть главными носителями национального сознания, формировать у учащихся чувства родства и долга перед родителями, младшими и престарелыми, учить мудрости отношений между мужчиной и женщиной. Школа и семья должны быть союзниками.

Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников

Замдиректора по ВР

Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:

1.Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или необходимостью развития его личностных качеств.

2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший период, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Только наедине можно сообщать родителям результаты психодиагностики ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.

3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности его родителей.

4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям, к родным и близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.

Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила:

1.Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, связанных с поведением ученика или необходимостью развития его личностных качеств.

2. Родительские собрания нужно проводить как встречи соратников. Учителя должны рассказать, что было сделано в классе за прошедший период, с какими проблемами или трудностями встретились ученики и чем родители могут помочь своим детям. Только наедине можно сообщать родителям результаты психодиагностики ученика, обсуждать его личные трудности, пути их преодоления и развития нужных качеств.

3. Учителя должны знать условия жизни ребенка, характер взаимоотношений в семье, особенности его родителей.

4. Необходимо воспитывать у детей уважение к своим родителям, к родным и близким, развивать интерес к изучению своей родословной, к предкам, их делам и свершениям.

Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье.

Акмолинская область
Есильский район с.Свободное
педагог-психолог
Сизоненко Ольга Анатольевна

Единая система педагогический воздействий, единые требования, предъявляемые ребёнку в школе и семье, способствуют выработке определённого динамического стереотипа поведения.

Учитель выступает главным действующим лицом в педагогическом руководстве семейным воспитанием.

Рассматривая руководство семейным воспитанием как сложный педагогический процесс, имеется в виду не только внешние связи семьи и школы, направленные на воспитание ребёнка, но и внутренние, заключающиеся в подлинно диалектическом разрешении противоречий между поведением и установками школьника, что активизирует всестороннее и гармоничное развитие его личности.

Для достижения этой цели необходимо организовать и направлять деятельность учителя по руководству семейным воспитанием:

  • Психологическую подготовку учителя (осознание необходимости организации педагогического руководства семейным воспитанием);
  • Качественное руководство воспитанием детей;
  • Создание целенаправленной системы перспектив, планирования работы с родителями, побуждение учителя к творческому поиску, к критическому анализу своей работы с родителями, к изучению лучшего опыта семейного воспитания, к участию в обмене опытом по педагогическому руководству воспитанием младших школьников в семье.
Читать еще:  Пасхальные прихватки с аппликацией из фетра.

Правила для педагогов

  • Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
  • Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.
  • Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.
  • Психолого – педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

Очень важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся.

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями — активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленно общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями.

Главное условие взаимодействия школы и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, за чем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат.

Учителя не могут не считаться с мнением родителей по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителя, осуществления воспитательного процесса и других школьных проблем. Поэтому вопросы: Как привлечь родителей в школу? Каким образом воздействовать на систему взаимоотношений в семье? – вечная проблема педагогов. Учителя всегда в поиске, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали её, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед классным руководителем стоит важная и ответственная задача – сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Педагоги школы опираются на положительный опыт семейного воспитания, используют его в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.

Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные партнерские взаимоотношения между учителями и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возникал интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Следствием такого педагогического взаимодействия является участие родительского актива в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители.

Взаимодействие с семьями учащихся осуществляется по 3 направлениям:

  • Просвещение по вопросам психологии и педагогики (родителям надо помогать становиться хорошими родителями, их никто специально этому не учил);
  • Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (знакомство с традициями школы, её достижениями в обучении и воспитании, требованиями, предъявляемыми к ученикам, традициями проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий; таким образом, формируется у учащихся и родителей культура принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы);
  • Диагностическая работа (предварительные диагностики, констатирующие, итоговые)
  • Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребёнка. Целесообразно организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей, понимания ими своего гражданского долга и ответственности за воспитание детей.
  • Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение родительских собраний.
  • Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Заседания Совета школы, Попечительского совета, функционирует общешкольный родительский комитет, дежурит родительский патруль.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод решение проблемы социализации личности ребёнка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.

Ребенок учится тому,
что видит у себя в дому
И.Брандт

  • Постоянный контакт с семьями учащихся — прочная традиция системы школьного образования. Поиск наиболее эффективной и действенной системы работы с родителями, которая поможет достичь гармонии коллективного и семейного воспитания, важный этап в деятельности классного руководителя.

Уважаемые коллеги!
Желаю вам благополучия, здоровья, творческого удовлетворения от работы.

Источники:

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/pedagogicheskaja-masterskaja/79231-jeffektivnye-puti-pedagogicheskogo-rukovodstv

http://pandia.ru/text/80/048/3865.php

http://www.uchportal.ru/publ/28-1-0-5063

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector