Игры своими руками для развития внимания детей 5-6 лет
Игры своими руками для развития внимания детей 5-6 лет
Предлагаю вашему вниманию некоторые игры для развития внимания детей 5-6 лет. Ребенку дошкольного возраста с недостатком внимания, нужна помощь. Внимание — это тренируемая функция, которую можно и нужно развивать, игровыми приемами. Родители сами могут помочь ребенку, изготавливая несложные, но очень полезные игры из подручного материала. Выполняя увлекательные упражнения всего несколько минут в день, ваш ребенок легко научится сосредотачивать внимание, сравнивать, анализировать.
Игры своими руками для развития внимания детей 5-6 лет
Родители, занимаясь с ребенком 5-6 лет, часто говорят ему: «будь внимательнее», «как ты будешь учиться в школе?» В этой ситуации, ребенку с недостатком внимания, нужна помощь.
Внимание — это тренируемая функция, которую можно и нужно развивать, игровыми приемами. Вы спросите, какие игры на пороге школы? Самые непосредственные. Игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. Именно через игру происходит развитие предпосылок учебной деятельности. В игре ребенок формируются как активный деятель – он определяет замысел и воплощает его в игровой сюжет.
Внимание тренируется практически во всех играх и игровых упражнениях. Игры на внимание позволят внимательно рассматривать, сравнивать, анализировать. В магазине сейчас очень много игр на развитие внимания, но некоторые из них вы можете сделать сами. Исходя из индивидуальных особенностей и интересов вашего ребенка.
Для изготовления игры своими руками «Где, чья тень?».
Для этого вам понадобятся:
- старые журналы, в которых всегда много картинок,
- клей,
- н ожницы,
- фломастеры.
Все игры изготовлены от простого к сложному. Вырезаем картинки, которые понравятся вашему ребёнку.
Картинки обводим по контуру. Обведенную картинку закрашиваем, получается «тень».
В один ряд обведите фигурки, в другом, разложите цветные. Не приклеивайте их. Ребенок, сначала, может просто прикладывать картинки к «тени» и находить нужную пару.
Даже когда ребенок сможет справляться без прикладывания, не приклеенные фигурки, меняйте их местами.
Со временем количество фигурок можно увеличивать. Фигурки можно оставить те же, добавляя новые или поменять все сразу.
Усложняем игру. Подбираем картинки по одной теме. Например: фрукты, овощи, машинки разной формы, веселые человечки и т.д. Обводим по контуру, раскрашиваем. «Тень» можно вырезать из цветной бумаги и приклеить или менять местами. Но цветную фигурку вкладываем только одну.
Меняйте их по очереди.
Увеличивайте количество фигурок.
Еще один вариант этой игры на развитие вниманию «Найди по контуру». «Тень» можно не закрашивать. Только обвести по контуру. Картинки также можно менять местами.
Можно оставлять одну.
Играя в эти игры, важно обращать внимание ребенка на детали, учить его замечать сначала главное, а затем мелкие детали. Накладывая предметы друг на друга, ребенок учится сравнивать. В дальнейшем, при выполнении задания можно, чтобы взгляд ребенка контролировался указательным жестом. Это организует зрительное восприятие, и взгляд не рассеивается. Сравнивая предметы между собой, ребенок включается в очень важную для него контрольно-проверочную деятельность.
Еще одна игра, как называют ее мои дошкольники «Клубок картинок».
Для создания этой игры на развитие внимания «Клубок картинок» вам понадобятся:
- цветные карандаши или фломастеры
- бумага.
Разными цветами друг на друге нарисуйте несколько разных силуэтов. Пусть ребенок попробует назвать, что вы нарисовали. Как и в первой игре при выполнении задания можно, чтобы взгляд ребенка контролировался указательным жестом. Это организует зрительное восприятие, и взгляд не рассеивается. Начните с 2-3 силуэтов и постепенно увеличивайте.
Если вы не умеете рисовать, ничего страшного. Возьмите нисколько трафаретов и обведите разными цветами.
Нет трафаретов. Обведите вырезанные фигурки из старых журналов. Для начала можете воспользоваться фигурками из игры «Где, чья тень?».
Игры своими руками для развития внимания. Фото
Если у ребенка сразу не получается, не торопитесь ему подсказывать, предложите посмотреть еще раз. Ребенку будет интересней играть, если вы будете рисовать и угадывать с ним по очереди. Предложите ребенку поиграть в таки игры с друзьями.
Выполняя увлекательные упражнения всего несколько минут в день, ваш ребенок легко научится сосредотачивать внимание, проявлять настойчивость, сравнивать, думать, анализировать. Все это поможет ему избежать проблем в дальнейшем при обучении в школе. Все это сделает процесс подготовки к школе веселым и увлекательным.
Автор: Зуева Татьяна Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №20» г. Кунгур Пермский край
Картотека «Игры на развитие внимания ребенка 5–6 лет»
Юдина Ирина Анатольевна
Картотека «Игры на развитие внимания ребенка 5–6 лет»
Как развивать внимание дошкольников? Конечно же, в игре. Предложенные игры помогут вам развивать внимание детей. Развивающие игры для детского сада.
Количество играющих: 1-6 человек
Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп» — подпрыгивают и на сигнал: «раз» — поворачиваются и идут в обратном направлении.
При ходьбе дети повторяют за взрослым все три сигнала.
Тот, кто ошибается, выходит из игры.
Количество играющих: от 3 человек.
Дети садятся на лавку (стулья) в ряд и снимают обувь, один из них, голящий, садится спиной.
Ведущий берет по одному ботинку и спрашивает у голящего: «Чей ботинок?».
Голящий называет имя игрока. Ведущий ставит ботинок у ног названного ребенка. И так пока не закончится обувь.
Ребенок, у которого оказалась пара одинаковых туфель, голит следующим, предыдущий голящий может быть ведущим.
Количество играющих: 1-8 человек.
Попросите трех или четырех детей выйти вперед. Сообщите остальным детям, что среди тех, кто стоит перед ними, есть загадочная личность, которую надо «вычислить». Давайте детям подсказки и наводящие вопросы, которые помогут им догадаться, кто же именно эта загадочная личность.
Начните с подсказок описательного характера вроде цвета волос, особенностей одежды и т. д.
Если ни одна из этих подсказок не поможет детям, они могут использовать следующий прием: попросить всех, кто не удовлетворяет определенному критерию, сесть на пол. Например, если вы скажете, что загадочная личность носит коричневую обувь, то каждый стоящий ребенок, который не обут в коричневую обувь, должен сесть.
По мере того, как у детей развивается наблюдательность, увеличивайте численность группы, среди которой скрывается загадочная личность.
Количество играющих: 1-6 человек
Дети бегут друг за другом и, размахивая руками, изображают летящих птиц. По сигналу взрослого: «Ветер, буря» они запрыгивают на диван или стулья.
По сигналу: «Хорошая погода» дети бегают по залу, а при повторении сигнала «Ветер, буря» снова ищут себе места.
Количество играющих: 1 — 6 человек.
Дети (ребенок) сидят или стоят.
Играющие должны хлопнуть перед собой в ладоши, взяться правой рукой за свое левое ухо, а левой — за нос.
Затем, хлопнув в ладоши, наоборот, взяться правой рукой за нос, левой — за правое ухо, и так повторить несколько раз.
Кто меньше всех ошибется, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре. По ходу игры следует приговаривать: «ухо – нос, ухо – нос» и т. д.
Количество играющих: 1-6 человек
Инвентарь: игрушки или другие предметы.
Дети сидят, отвернувшись и закрыв глаза. Ведущий кладет предмет, не закрывая его, на видное место. После разрешения ведущего дети открывают глаза и разыскивают предмет, осматривая комнату.
Первый, увидевший его, не показывает другим, что знает, где предмет, а молча садится на определенное место; также поступает второй нашедший его, и т. д.
Последний обнаруживший предмет становится ведущим.
Прибеги в свой дом
Количество играющих: 1-6 человек
Дети сидят на скамеечке. У них в руках игрушки. После слов ведущего: «Пойдем гулять» дети оставляют игрушки «дома» и идут за ведущим.
При словах: «Дождик пошел» все убегают в свои «дома».
Пока дети «гуляют», взрослый должен незаметно переложить игрушки на другое место. Дети стараются найти их и «переехать в другой дом» — к своим игрушкам.
Побеседуйте с детьми о том, каким образом можно говорить «да» и «нет».
Выберите два простых движения, заменяющие эти слова (например, покачивания головой, движения руками).
Задавайте детям вопросы, на которые они могли бы ответить жестами «да» или «нет».
Количество играющих: 2—6 человек.
Дети садятся в ряд, положив правую ладошку на левое колено игрока, сидящего справа, а левую ладошку на правое колено игрока, сидящего слева.
Задача следующая: дети должны по очереди хлопнуть ладошкой один раз, при этом игроки, чьи ладошки расположены по краям ряда, хлопают дважды.
Ребенок, который хлопнул неправильное количество раз или не в свою очередь, убирает ладошку за спину.
Игра продолжается до тех пор, пока не останутся ладошки одного ребенка.
Наблюдай за телом
Количество играющих: от 3 человек.
Пригласите одного ребенка выйти вперед и неподвижно стоять перед остальными детьми.
Шепотом попросите его пошевелить какой-нибудь частью своего тела. Ребенок должен слегка пошевелить этой частью тела (рукой, ногой и т. д., а затем снова стоять совершенно неподвижно.
Детям следует очень внимательно наблюдать за тем, какой частью тела пошевелил тот ребенок, который играет роль водящего, и громко сообщать о результатах своих наблюдений.
Количество играющих: 1 6 человек.
Ведущий выполняет какие-либо движения, а остальные дети должны повторить их как можно точнее.
Это может быть кивание головой, покачивание бедрами, движения руками и т. д. Выполняйте каждое движение по 4-5 раз, прежде чем заменить его другим.
Ребенок, выполнявший движения наиболее точно, может занять место ведущего.
Доброе утро, Пятачок!
Количество играющих: 3—6 человек.
Выберите ребенка, который будет «Пятачком». Он садится в передней части комнаты, повернувшись спиной к остальным детям.
Оставшиеся дети по очереди говорят: «Доброе утро, Пятачок!», при этом они могут изменить свой голос. После каждого приветствия «Пятачок» старается угадать говорившего и отвечает: «Доброе утро, (называет имя ребенка, который к нему обращался)».
Если «Пятачок» угадал правильно, он продолжает играть данную роль. Если ему это не удалось, выбирается другой ребенок, который будет «Пятачком».
Инвентарь: бумага, ручка или цветные карандаши.
Нанесите точки на лист бумаги.
Попросите ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура.
А теперь пусть он сам нарисует точки и даст соединить их вам.
Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры.
Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.
Консультация «Игры и упражнения на развитие слухового внимания» Игры и упражнения на развитие слухового внимания1. Что звучало? Демонстрируем ребенку звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. п. Ребенок.
Дидактические игры на развитие речи и мышления ребенка 4–5 лет в домашних условиях Дидактические игры на развитие речи: «Найди ошибку» Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать.
Игры для развития слухового внимания детей 4–5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи» Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться.
Картотека игр на развитие слухового внимания и памяти Игры на развитие слухового внимания и памяти. 1. «Что исчезло?» Выставляется ряд картинок, дети называют их, запоминают, закрывают глаза,.
Игры на развитие внимания в дошкольном возрасте Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким.
Игры на развитие зрительного внимания «У кого такие же синие глаза?» Чему учится ребенок:[ находить одинаковые синие глаза; проверять однородность путем наложения; понимать.
Подвижные игры на развитие внимания Внимание — один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. Как известно, дети-логопаты.
Подвижные игры на развитие внимания и сообразительности для детей 6–7 лет дошкольного возраста Подвижные игры широко используются для решения образовательных (Совершенствование и закрепление естественных навыков движений, воспитательных.
Развитие внимания у детей 4–5 лет в процессе дидактической игры Дошкольный возраст является ответственным периодом жизни человека, когда формируются и совершенствуется наиболее фундаментальные способности,.
Консультация «Развитие внимания у ребенка» Часто ребенок сосредоточенно смотрит мультфильм, наблюдает за муравьями, рассматривает трактор и абсолютно не слышат, что мы ему говорим.
Картотека игр на развитие памяти и внимания для детей 5-6 лет
Внимание – это элемент восприятия, мышления и памяти, благодаря которому человек может воспринимать информацию избирательно, концентрируясь на том, что ему сейчас важно и интересно. Без этой способности обучение было бы невозможным. Но маленькие дети крайне неусидчивы, и порой добиться от них концентрации на каком-то одном занятии довольно трудно. Расскажем о свойствах внимания и особенностях его формирования у дошкольников, а также о том, какие игры можно использовать для его развития.
Свойства внимания и особенности развития
Внимание бывает нескольких видов. Заметьте, что маленьким детям больше свойственно непроизвольное, или непреднамеренное, внимание.
- Непроизвольное — концентрация на заинтересовавшем объекте, например на ярком предмете.
- Произвольное – когда возникает необходимость сосредоточиться на чем-либо с определенной целью и требуются волевые усилия.
- Послепроизвольное – когда происходит снятие волевого напряжения и ребенок уже с интересом выполняет какую-либо деятельность.
Произвольное внимание у дошкольников развивается в основном благодаря усилиям взрослых. Родители дают понять ребенку, что нужно сделать, чтобы получить определенный результат. Например, чтобы получить десерт, нужно помыть за собой посуду. Малыш прикладывает усилия, чтобы сосредоточиться на занятии, так как у него есть мотивация. В процессе мытья ему может понравиться возиться с водой и тарелками, поэтому из произвольного его внимание переходит в послепроизвольное.
Также существует слуховое и зрительное внимание. Например, когда взрослый учит ребенка, переходя дорогу, смотреть по сторонам – он тренирует зрительное внимание. А когда учит различать сигналы автомобиля, гудок поезда или светофора – развивается слуховое.
У внимания есть свойства, на развитие которых и будут направлены упражнения.
- Объем – это количество информации, которое человек может удержать в сознании.
- Сосредоточенность – способность сконцентрироваться на чем-либо.
- Устойчивость – способность долго сохранять сосредоточенность.
- Переключаемость – умение переводить внимание между разными объектами.
- Распределение – способность уделять внимание одновременно нескольким делам или объектам.
У дошкольников эти свойства развиты слабо. Именно поэтому малыши не могут заниматься долго одним и тем же. Это объясняется особенностями детского развития: психика ребенка просто устает, так как воля еще только начинает формироваться и требуется много сил для того, чтобы сосредоточиться.
Для развития необходимо включать упражнения, начиная с более простых и постепенно усложняя задачи. Очень важно добавлять игры на развитие памяти, так как это позволит постепенно увеличивать объем воспринимаемой информации и разнообразить сами задания.
Иногда требуются вспомогательные препараты для концентрации внимания. Если вы заметили, что ваш малыш слишком рассеян или гиперактивен, обратитесь к своему педиатру, чтобы он выписал рецепт.
Примеры игр и упражнений
Чтобы правильно подобрать игры на развитие памяти и внимания, ориентируйтесь на следующие правила – так ребенку будет интересно и не слишком сложно.
- Для детей 5-6 лет лучше подобрать подвижные игры или с элементами творчества, позже – дидактические.
- Сначала старайтесь разделять упражнения, развивающие слуховое и зрительное внимание, иначе малыш запутается.
- Меняйте игру, как только заметили, что ребенок потерял к ней интерес или начал баловаться или уставать.
Существуют целые картотеки игр и пособия, где вы можете подобрать упражнения индивидуально под своего ребенка. Сейчас это все можно найти в форме презентации или видеоформате для вашего удобства.
Рассмотрим, какие можно использовать игры и как правильно усложнять их с возрастом.
Подвижные игры на развитие слухового внимания
Цель: научить ребенка концентрировать внимание на каком-либо звуке или слове и ориентироваться в пространстве.
- «Звон». Это игра напоминает «Прятки», только вы берете с собой погремушку или колокольчик, можно даже использовать хлопок в ладоши. Попросите малыша отвернуться к стене и досчитать до 5, а сами спрячьтесь в другой комнате. Когда ребенок скажет «Я иду искать!», хлопните 2 раза или позвоните. Он должен вас найти по звуку. Меняйтесь местами, чтобы малышу не надоедало.Есть и усложненный вариант. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, ориентируясь только на звук. Желательно не уходить в другую комнату, чтобы ребенок не ушибся и не споткнулся. Такое веселое упражнение хорошо проходит в компании детей.
- «Елки-палки», или «Елки-пеньки». Объясните малышу, что елки высокие, а пеньки низкие, поэтому когда он услышат слово «пеньки», ему нужно будет присесть, изобразив пенек, а при слове «елки» – встать и потянуть руки вверх. Ребенок будет ошибаться, что обычно сопровождается веселым смехом.Усложненный вариант. Теперь вы, говоря «елки», опускаете руки вниз и слегка присаживаетесь, чтобы запутать малыша, и наоборот. Объясните ему, что он должен концентрироваться только на том, что вы говорите. Сначала ваши движения будут сбивать его, а потом он научится избирать нужную информацию.
Подвижные игры на развитие зрительного внимания
Цель: научить концентрироваться на зрительном образе и тренировать память.
- «Что поменялось местами?» Расставьте предметы (желательно яркие и запоминающиеся) на столе, стуле, кресле и диване (4 предмета будет достаточно). Попросите малыша запомнить, какой предмет и где находится. Затем он должен отвернуться, а вы – поменять два предмета местами. Когда малыш повернется, ему нужно будет сказать, что изменилось и вернуть предметы в нужное положение.
Усложненный вариант. Постепенно увеличивайте количество предметов и уже не просто меняйте их местами, а перекладывайте вещь вообще в другое место (например, на подоконник). А ребенок должен будет ее найти. - «Дождик-солнышко». Нарисуйте на одной карточке дождь, а на другой солнце и скажите малышу, что когда пойдет дождь, нужно спрятаться под навес (стол, одеяло или зонт), а когда выглянет солнышко, нужно выбежать и танцевать. Показывайте ему ту или иную карточку.Усложненный вариант. Используйте картинки «лето», «зима», «осень», «весна» и следующие действия: если «зима» – нужно накинуть на себя куртку (или одеяло), если «весна» – надеть галоши. Если «осень», то схватить зонтик, а если «лето» – петь и танцевать.
Дидактические и командные игры
Игры в компании очень нравятся подросшим малышам. Можно использовать следующие варианты.
- «Ключики». Ключи вы можете нарисовать или использовать настоящие, среди них должны обязательно быть одинаковые пары. Попросите ребенка подобрать эти пары. Пусть внимательно рассматривает, совпадают ли ключи. Дальше усложняйте игру: нужно будет убрать ключ из одной пары, а ребенок должен определить, какого ключа не хватает.
- «Какая буква повторяется?» Эта игра подходит для старших дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как ребенок должен хорошо знать алфавит. Необходимо повторять друг за другом слова, начинающиеся с одной буквы, а малыш должен сказать, что это за буква. В усложненном варианте нужно загадать слово, которое также ребенок должен разгадать по буквам. Буквы записывайте или складывайте из магнитов или карточек.
- «Скрытые картинки». За хаотичными линиями нарисован какой-либо предмет, который нужно назвать. Картинки можно распечатать или нарисовать самостоятельно. Упражнение подходит детям от 5 до 7 лет. Дошкольникам предлагайте картинки с одним скрытым предметом, а школьникам – с 2 и 3. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть картинка.
- «Запрещенное слово». Игра хорошо проходит в команде, можно даже играть на выбывание или за очки. В этой игре можно использовать мяч. Выберите какое-то слово или фразу, например «зеленый», и скажите малышу, что если он услышит это слово, то мяч ловить нельзя, а если не услышит, то можно. И говорите ему: «На траве сидел кузнечик!» (ребенок ловит мяч и возвращает вам), «А трава была зеленой!» (малыш отбивает мяч).
- «Запомни цвет». Это командная игра для 3-4 человек, с возрастом можно увеличивать количество участников. Раздайте детям ленты разных цветов или платки, которые нужно будет повязать на шею. Попросите ребенка запомнить, у кого какая лента. Затем он должен отвернуться, а остальные участники – поменяться лентами. Ребенок должен будет вернуть ленты на место. Это упражнение хорошо тренирует память.
- «Запомни картинку». Покажите ребенку картинку, где изображено какое-то действие, и попросите запомнить изображение как можно подробнее. Давайте подсказки: во что одеты герои, чем занимаются, какая погода, какие это животные и т. п. Затем переверните картинку или уберите и задайте малышу несколько вопросов по ней. Вы также можете использовать небольшой мультфильм и составить вопросы по просмотренному сюжету.
Несмотря на большое количество методов развития внимания, данная способность сильно зависит от возраста. Не стоит требовать от ребенка сверхъестественной концентрации. Даже в школе на уроках проводят разминки, позволяющие детям расслабиться и снять напряжение. Ни в коем случае не ругайте малыша, если у него что-то не получается, и не раздражайтесь – это может привести к тому, что он замкнется в себе и совсем перестанет проявлять инициативу. Главное – уделяйте внимание своему ребенку, проводите с ним больше времени, и он всему научится, глядя на вас.
Источники:
http://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/9949-igry-svoimi-rukami-dlya-razvitiya-vnimaniya-detey-5-6-let.html
http://www.maam.ru/detskijsad/igry-na-razvitie-vnimanija-rebenka-5-6-let.html
http://razvivashka.online/metodiki/igry-na-razvitie-vnimaniya