Конспект НОД в подготовительной группе. Пересказ украинской сказки «Колосок»

НОД по развитию речи Чтение и пересказ украинской народной сказки «Колосок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Данное занятие способствует обучению детей связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие речи в подготовительной группе

Тема: Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок»

Воспитатель показывает картинку «КОЛОСОК»

– Что это такое? (колосок)

– Ребята, кто из вас знает, что такое колосок ? ( Колосок – это соцветие , в котором находится плод – зерновка, а стебелёк – это соломина)

-Из зёрен делают муку, а что пекут из муки? (различные пироги, но и хлеб)

– Ребята, сегодня я Вам хочу прочитать украинскую сказку «Колосок» .

Украинская сказка «Колосок»

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.

А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок.
А мышата опять своё:
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.

Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.

И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.

А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

3.Вопросы по тексту:

– Что нашёл петушок?

– Что предложили сделать мышата?

– Кто обмолотил колосок ?

– Что предложили сделать мышата с зерном?

– Какую ещё работу выполнял петушок?

– Что в это время делали Круть и Верть?

– Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Читать еще:  Как украсить школьный рюкзак? Интересные и практичные идеи

– Почему голос у мышат становился всё тише после каждого вопроса петушка? (Им было стыдно) . Почему?

– Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

(Потому что мышата оказались ленивыми)

– На какого героя сказки вы бы хотели быть похожими? Почему?

– Кто вам в сказке не понравился ? Почему?

– С какой сказкой вы сегодня познакомились? (с украинской народной

Есть такая пословицы «Кто не работает, тот не ест»

4. Пересказ сказки по мнемотаблице

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по обучению детей пересказыванию. Занятие построено на приемах использования опорных картинок для облегчения процесса персказа литературного произведения и закр.

Нравственное воспитание. “Труд кормит, а лень портит”.

Конспект занятия по игре-драматизация по мотивам украинской народной сказки “Колосок”.Данное занятие напрвлено на эмоционально восприниятие детьми образного содержание сказки, осмысливать характеры и .

Драматизацию сказки “Колосок” можно использовать как часть итогового занятия, для закрепления темы про хлеб. Мы с детьми старшей группы любим показывать драматизацию для младших групп. Знакомимся со с.

Представляю вашему вниманию презентацию сказки “Колосок” для средней группы.

Данный материал знакомит детей с новой сказкой, учит следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлениюс художественной литературой чтение украинской народной сказки «Колосок»с переходом в аппликацию «Пирог»Цель: 1. познакомить д.

Конспект НОД в подготовительной группе. Пересказ украинской сказки «Колосок»

Автор: Алексанян Инга Юрьевна

Организация: ГБОУ № 1584 ДО2

Населенный пункт: г. Москва

Цель: развитие навыков пересказа украинской народной сказки

« Колосок» с использованием графических схем

Задачи:

  • познакомить детей с украинской народной сказкой» Колосок»
  • упражнять детей отвечать на вопрос воспитателя полным ответом
  • развивать речевое внимание и слухоречевую память
  • развивать диалоговую речь при помощи управляемого диалога
  • развитие произвольного внимания, памяти.

Методические приемы:

отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, графических схем, выстраивание графического плана рассказа; выполнение задания, направленного на развитие понимания текста.

Материалы и оборудование:

компьютер, компьютерная презентация по теме, магнитная доска, схемы для графического плана.

Предварительная работа:

  • познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, и закрепить представление о процессе приготовления хлеба
  • познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий и закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания
  • прослушивание стихотворения «О хлебе», отгадывание загадок.
  • Познакомить с профессиями людей, связанных с получением хлеба.

Ход занятия

1.Подготовка к восприятию текста. Создать эмоциональный фон восприятия произведения.

Воспитатель:

Вы любите слушать сказки?

Дети: Да!

Воспитатель:

Чтобы узнать какую сказку я вам прочту, я загадаю загадку. Может, эту сказку вы слышали раньше

-Жил петух, скажу я вам,

-Были у него друзья.

–Вместе время проводили,

-За околицу ходили.

-Только вот его друзья

-Не спешат трудиться,

-А к столу они хотят

Воспитатель:

Воспитатель:

Я вам прочту украинскую народную сказку «Колосок».

2.Чтение сказки. Развитие произвольного внимания, памяти.

3 Игра « Верно- неверно» (поверхностный уровень)

Выполнение задания, направленного на развитие восприятия, понимания, осмысления текста.

Воспитатель:

Я вам буду задавать вопросы.

Если это звучало в сказке, поднимите желтую карточку.

Если это не звучало, не поднимайте карточку.

Вопросы:

  • Жили – были 2 мышонка и петушок (дети поднимают желтую карточку)

Воспитатель задает вопросы детям: звучало это в тексте или нет

  • Мышата только и знали, что трудились и работали (дети не поднимают карточку)
  • А петушок до вечера спал (не поднимают)
  • Петушок нашел на земле пшеничный колосок (поднимают)
  • Петушок обмолотил колосок (поднимают)
  • Мышата играли в лапту (не поднимают)
  • Мышата отнесли зерна на мельницу (не поднимают)
  • Петушок замесил тесто, натаскал дров, затопил печь и посадил в нее пироги (поднимают карточку)
  • Мышата вынули пироги из печи (не поднимают)
  • Мышата заслужили пироги (не поднимают)

4. Физкультминутка

«В землю зёрнышко попало» Координация речи с движениями.

Читать еще:  4-х уровневая коробочка.

В землю зёрнышко попало (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся (наклоны вправо-влево)

И красавцем обернулся. (2 р.)

Воспитатель:

А теперь давайте, мы с вами поиграем в следующую игру.

5.Закончи предложения в рифму. Развитие понимания речевого высказывания и формирование чувства рифмы.

Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть …..(и. Верть)

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил,

Намолол муки мешок?

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго,

Что вы делали мышата,

От рассвета до ….. (заката)?

6. Беседа по содержанию. Развитие диалоговой речи при помощи управляемого диалога.

Ева, спроси у Матвея , как звали мышат?

– Матвей, скажи, пожалуйста, как звали мышат?

– Мышат звали « Круть и. Верть»

Матвей, спроси у Евы, кто нашел колосок

– Ева, скажи, пожалуйста, кто нашел колосок?

– Колосок нашел петушок.

Андрей, спроси у Вари, что принес Петушок с мельницы?

– Петушок с мельницы принес муку.

Варя, спроси у Андрея, кто замесил тесто из муки и испек булочки.

– Андрей, скажи, пожалуйста, кто замесил тесто и испек булочки?

– Петушок замесил тесто и испек булочки.

Воспитатель:

7. Повторное чтение рассказа

Воспитатель:

– Посмотрите на эти схемы. Давайте, их разложим по порядку

С чего все начиналось? Что было дальше?

8. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Тренировка навыка работы по алгоритму.

Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок рассказывает всю сказку целиком

Заслушиваются 2 пересказа

9. Итог

-Скажите, пожалуйста, как называется сказка, которую вы пересказывали

Воспитатель:

Вы все старались, хорошо отвечали на вопросы.

– И поэтому я вас хочу угостить вкусными печеньями, которые появились благодаря пшеничным колоскам.

Пересказ сказки “Колосок” с использованием серии сюжетных картин

коррекционно-образовательная:

  • учить детей пересказывать сказку по серии сюжетных картин;
  • коррекционно-развивающие:

  • упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий;
  • активизировать в речи детей слова-действия, связанные с производством хлеба;
  • упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением (словоизменение);
  • развивать внимание, мышление, связную речь;
  • коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду.
  • Оборудование: Серия сюжетных картин “Колосок”, предметные картинки “хлебобулочные изделия”, пшеничный колос, костюмы “мышата”, муляжи хлебобулочных изделий, диск Л. Яртова “На зарядку становись”, магнитофон, корзинка, поднос, пирожки для каждого ребенка.

    1. Организационный момент.

    Дети стоят возле своих мест.

    Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и поздоровайтесь. Теперь слушайте задание. Назовите хлебобулочные изделия, кто назовет правильно, садится.

    Дети берут картинки, лежащие на столах, и называют изображенные хлебобулочные изделия.

    2. Введение в тему.

    Логопед: Мы знаем, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Этот путь долгий и стоит труда многих людей. Я сейчас расскажу вам украинскую народную сказку “Колосок”.

    3. Основная часть.

  • Рассказывание сказки логопедом с демонстрацией картин.
  • Выставляется 1 картина.

    Жили-были Петушок и два мышонка Круть и Верть. Петушок рано утром поднимался да за работу принимался, а мышата только и знали, что пели да плясали. Однажды нашел Петушок во дворе колосок.

    Позвал Петушок мышат: “Я колосок нашел, нужно его обмолотить. Кто будет молотить?”

    – Только не мы! – закричали мышата.

    Выставляется 2 картина.

    Принялся Петушок за работу. А мышата стали играть. Петушок обмолотил колосок и крикнул: “Круть, Верть, смотрите, сколько я зерна намолотил. Нужно его на мельницу нести, муку намолоть. Кто понесет?”

    – Только не мы! – запищали мышата.

    Выставляется 3 картина.

    Взвалил Петушок себе на плечи мешок и пошел на мельницу. Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат.

    – Я муку принес, теперь нужно тесто замесить и пироги печь. Кто будет месить?

    А мышата опять свое:

    Читать еще:  Ажурная летняя косынка для девочки.

    Выставляется 4 картина.

    Замесил Петушок тесто, затопил печь, посадил в нее пироги, а мышата песни поют и пляшут.

    Выставляется 5 картина.

    Испеклись пироги, Петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут, скорее сели за стол. А Петушок у них спрашивает:

    – Кто нашел колосок?

    – А кто колосок обмолотил?

    – А кто муку молол, тесто месил, печь топил, пироги пек?

    – А вы что делали?

    Стыдно стало мышатам, стали они из-за стола вылезать, а Петушок их не удерживает. Не за что лентяев пирогами угощать!

    • Беседа по содержанию сказки и словарная работа.

    Логопед: Вам понравилась сказка?

    Как она называется?

    Про кого эта сказка?

    Вам все слова в сказке понятны? Тогда скажите мне, пожалуйста:

    Петушок колосок обмолотил. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей)

    Петушок муки намолол. Как объяснить, что сделал Петушок? (Ответы детей)

    А что значит замесить тесто? (Ответы детей)

    Чем занимались мышата, когда Петушок работал?

    Какую работу выполнял Петушок?

    Что сделали мышата, когда пироги были готовы?

    Петушок угостил мышат? А почему?

    Чему нас учит эта сказка?

    Давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику.

    • Фонопедическая гимнастика.

    Петушок пшеницу серпом сжал,
    (Дети произносят “ших, ших…”, резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки.)
    Снопов навязал,
    (Произносят “ш-ш-ш…” на продолжительном выдохе, вращая кулачками по коленям.)
    На мельницу свозил.
    (Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки “держат вожжи”.)
    Ветер летит, крылья мельницы вертит.
    (Делают glissando вверх и вниз на звук [у], показывая его высоту рукой.)
    Получилась мука хороша, легка.
    (Произносят “п… п…”, делая короткие активные выдохи, пальцы рук резко сжимают и разжимают.)
    Петушок из муки напек пироги.
    (Руками “пекут пирожки”, произнося слог ля в высоком регистре.)
    Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят.
    (Произносят “пых… пых…”, стараясь не поднимать плечи и активно работая диафрагмой, руки на поясе.)

  • Повторный рассказ сказки логопедом.
  • Логопед. Я вам расскажу сказку еще раз, слушайте внимательно и запоминайте, чтобы вы смогли ее рассказать сами.

    • Пересказ сказки детьми.

    Входят “мыши” ( дети подготовительной группы) грустные, в руках колосок.

    Логопед. Здравствуйте, мышата! Как вас зовут?

    Мышата. Круть и Верть.

    Логопед. Мы знаем из сказки, что вы веселые и озорные, почему вы к нам пришли такие грустные?

    Наш дружок Петушок
    Вкусных пирожков испёк
    Ну, а нас не угостил,
    Ведь на нас сердит он был.
    Мы ему не помогали,
    От работы убегали,
    Стыдно очень нам теперь
    За безделье и за лень.

    К Петушку мы приходили
    И прощения попросили.
    Обещали не лениться,
    Вместе хорошо трудиться.
    Снова в поле побежали,
    Колосок там отыскали.
    Вот пришли у вас спросить,
    Что с ним делать, как нам быть?
    Нам, ребята, помогите,
    Пирожки печь научите!

    Логопед. Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, мы должны мышатам помочь. Сейчас мы будем рассказывать сказку по частям. Кто расскажет начало по первой картинке?

    Дети пересказывают сказку по частям.

    Логопед. Мышата, вам понравилось, как дети рассказывали, вы запомнили, что вам делать?

    Мышата. Спасибо вам, ребята, мы побежим пирожки печь.

    Логопед. А мы сейчас немного отдохнем. Давайте все будем Петушками.

    “Петушок” (автор Л.Яртова).

    Дети выполняют движения по показу логопеда.

    5. Игра “Назови ласково”.

    Логопед. Люди очень ценят хлеб, часто называют его ласково – хлебушек. У нас есть полная корзинка хлебобулочных изделий, давайте назовем их ласково.

    Дети выходят, берут из корзинки муляж, называют ласково, кладут на поднос.

    7. Итог занятия. Сюрпризный момент.

    Логопед. Чему вы учились на занятии?

    Что вам понравилось? (Ответы детей)

    Входят мышата, вносят пирожки.

    Мышата. Вы нас научили печь пирожки, мы хотим угостить вас и обещаем больше не лениться.

    Логопед: Спасибо, мышата, за угощение, мы обязательно попробуем ваши пирожки.

    Логопед хвалит детей за активную работу на занятии.

    Источники:

    http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/10/05/nod-po-razvitiyu-rechi-chtenie-i-pereskaz-ukrainskoy-narodnoy

    http://www.1urok.ru/categories/19/articles/1868

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589316/

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему: