Конспект НОД в старшей группе. Знакомство с лекарственными растениями

Конспект НОД по познанию в старшей группы «Лекарственные растения».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По познанию в старшей группы

Цель : уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Предварительная работа : дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями, рассматривание растений на участке, просмотр видеофильма по данной теме из серии «Осторожные сказки».

Материал к занятию : предварительно подготовленные лекарственные травы.

Использованная литература: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

– Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т.д.

– Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

– Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

– Кто видел в аптеке лекарственные растения?

– Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

– А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

– Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

– Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

– А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

– Найдите это растение в нашей коллекции.

– Кто догадался, почему это растение так называется?

– Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

– Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

– Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

– А это что за растение?

Носит этот мальчик

В беленькое платьице.

– Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

– Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

– Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит – корень одуванчика.

Заболел желудок – тысячелистник.

Остановить кровь – подорожник.

Ожог ноги – зверобой.

Пятна на коже – чистотел.

Болит горло – ромашка полевая

Лечение ран – календула.

– На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

– Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разработан для детей в старшей группы в рамках тематической недели “Новогодний каледоскоп”.

Читать еще:  Коробка-книга в винтажном стиле.

Конспект занятия в старшей группе«Лекарственные растения» Программное содержание:Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.Закрепить понятия о взаимосвязи растительного м.

уточнить и расширить представления о лекарственных расте­ниях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений и применения в ж.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе “Лекарственное растение – облепиха&quot.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн.

Тема “Лекарственные травы”Цель: формировать умение детей, узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Занятие по рисованиюв старшей группе “Лекарственные растения&quot.

ООД в старшей группе «Знакомство с лекарственными растениями»

наталья немкова
ООД в старшей группе «Знакомство с лекарственными растениями»

ООД в старшей группе по теме «Знакомство с лекарственными растениями».

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с лекарственными растениями Хакасии

Задачи:

1. Создать условия для формирования у детей представлений о лекарственных растениях

2. обеспечить условия развития поисковой активности детей.

3. обеспечить условия для выражения детьми своего мнения.

4. способствовать развитию навыков взаимодействия

Организация детских видов деятельности:

• Общение ребёнка с взрослым;

• Общение ребёнка со сверстниками;

• Умение совместно договариваться;

Предварительная работа:

• беседа «Лекарственные травы»;

• рассматривание иллюстраций, книг, по теме;

Оборудование и материалы:

• карточки с изображением лекарственных растений,

• плоскостные фигурки плачущих и смеющихся человечков,

• плоскостные цветочки грустных и весёлых ромашек,

Ход ООД:

1. Мотивация к деятельности:

Воспитатель обращает внимание детей на экран.

Ребята, вы узнали кто это?

– Из какой сказки этот герой?

– Куда он ушёл от бабушки с дедушкой?

– Как вы думаете, куда он нас хочет пригласить?

– Что же сегодня он задумал?

– Наверное, он что-то нам захотел в лесу показать

– А что, мы узнаем, если разгадаем слово. (Детям предлагается кроссворд)

2. Актуализация знаний:

– С кем встретился колобок в лесу?

Воспитатель читает отрывок из произведения

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок, и медведица

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит

Беседа «Лекарственные растения»

– Ребята, как вы думаете, чем лечил Айболит зверей в лесу?

– Правильно! Чудо-растениями, которые живут в лесу и не только

– Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали.

– Так и человек стал искать помощи у разных растений.

– Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных лечили травяными настоями.

– Ребята, а вы хотите узнать, какие лекарственные растения Айболит мог бы собрать для своих больных зверей в Хакасии?

Посмотрите, некоторые из них выросли на этой поляне.

– Колобок предлагает нам поиграть в игру «Лесная аптека на службе человека»

– Какие растения есть в Лесной аптеке, вы узнаете, разгадав мои загадки

Он заметный, золотой

Постарел и стал седой.

И как только поседел,

Вместе с ветром улетел

– Что же это за растение?

– Правильно, одуванчик.

Корень одуванчика возбуждает аппетит, его охотно едят и животные

– Слушаем следующую загадку.

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари освещают фонари

На больших столбах подряд

Лампы белые висят

– Как вы думаете дети, что же это за растение?

Конечно же, это ландыш

– Из цветов этого растения делают капли, которыми лечат больное сердце

Каждый лист разбит на дольки

Посчитайте, долек сколько?

Тут легко со счёта сбиться

– Правильно, это растение называется Тысячелистник

– Посмотрите на листья этого растения, теперь вам понятно, почему его так назвали. Каждый лист состоит из множества крохотных листочков, а у каждого листочка ажурные края. В лечебных целях используют соцветия этого растения

Тысячелистником лечат заболевания желудка. Останавливают кровотечение, так же его используют для улучшения аппетита.

– Слушаем следующую загадку

Стоит в поле кудряшка

– Правильно, Ромашка

– Посмотрите это две ромашки, но только одна из них лекарственная

Игра «Найди отличие»

– Вы правильно отметили, что у лекарственной ромашки листья, рассечённые и много, много мелких цветочков. Лекарственная ромашка имеет неприятный запах. Она растёт на солнечных полянах. Если заболит горло, то лучший доктор – отвар лекарственной ромашки.

Не пустили в огород

От того она и жжёт

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня

– Да, правильно, это крапива

Почему же обжигает крапива? Оказывается у неё на листьях и стеблях имеются особые волоски, каждый волосок как игла крошечного шприца. Внутри волоска едкая жидкость. Дотронешься, получай укол. Когда её заготавливают, одевают перчатки.

Читать еще:  Аппликация из пластилина. Крош.

– Крапивой лечат раны. Берут сырую крапиву, толкут и прикладывают ранам. Она раны вычистит и заживит. В ней содержатся вещества, убивающие микробов. Ещё она хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

– Слушаем последнюю загадку

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог

Но однажды людям добрым

Раны вылечить помог

– Правильно. Это подорожник.

– Подорожник ещё называют зелёным бинтом, потому что листья его упругие с прочными жилками растут пучком. Листья подорожника используют при ушибе, ранах. Лист нужно очистить от пыли, поцарапать, чтоб выделился сок, и приложить к ране. Ещё отвар подорожника лечит желудок.

– Молодцы! Вы все внимательно слушали, и я думаю, запомнили, что я вам рассказала. А теперь колобок предлагает нам поиграть в игру

«Фотографы»

Вы готовы играть?

Игра «Фотографы»

3. ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

– Представьте, что вы фотографы, да ещё и учёные-исследователи.

– Вы вооружились фотоаппаратом – вашим острым зрением, которое заметит все части растения. Сейчас каждый из вас выберет на полянке одно растение и внимательно рассмотрит его (сфотографируйте его своими глазками) Очень важно увидеть в растении все детали, самое главное. В этом вам поможет данный алгоритм. (Детям предоставляются карточки – схемы по описанию растения) Вам нужно будет как можно подробнее рассказать об этом растении.

– После того, как дети выберут растение и подготовятся к рассказу о нём воспитатель предлагает начать конференцию «ученых» (детям предлагают игрушечный микрофон)

– И так, начинаем конференцию учёных-исследователей (дети рассказывают о лекарственном растении по схеме.) После чего кладут карточки в корзину.

Игровая проблемная ситуация

(плачущие волшебные человечки на лесной поляне)

– Дети, слышите кто-то плачет. Кто же это? Да это же человечки из волшебного города. Они говорят, что с ними случилась беда. Все жители города заболели, а как лечиться не знают. Пришли на полянку за лекарственными растениями, а не знают какое растение что лечит. Ребята мы сможем им помочь?

Игра «Вылечи человечка»

Воспитатель даёт детям по больному плачущему человечку (плоскостное изображение на котором красным треугольником отмечено больное место)

Проблемная ситуация. Чем и как будем лечить? Ребята таблеток и микстур у нас нет.

– Правильно! У нас есть лекарственные растения. Вы постарайтесь из лекарственных растений выбрать то, которое поможет поправить здоровье вашему человечку и рассказать нам всем про это растение. Как оно называется, как используется. Если задание выполните верно, то вместо плачущего человечка я дам вам улыбающегося.

После игры делается вывод о значимости лекарственных растений и необходимости правильного их применения.

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам станцевать. Ведь всем нам стало хорошо нам от того, что мы помогли человечкам, а человечкам от того, что они поправили своё здоровье.

Танец с человечками.

3. Рефлексивно-оценочный этап:

– Ребята, вам понравилось путешествие с колобком по лесу?

– Колобок хотел бы узнать, кому из вас было хорошо и интересно

– Если во время путешествия вам было хорошо, интересно возьмите весёлую ромашку. Если не очень, грустную. И давайте покажем их колобку (колобок)

– Сейчас лето, и я предлагаю вам с родителями собрать лекарственные травы, мы их засушим и сделаем гербарий. А пока я попрошу вас зарисовать одно растение на альбомном листе и принести его в детский сад. Из ваших рисунков мы оформим коллаж.

Конспект беседы в средней группе «Знакомство детей с комнатными растениями и уход за ними» Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, т. е. тем дидактическим материалом, на котором.

Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями» в старшей группе Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями» МБДОУ №41 Воспитатель: Ясупиева И. С. 2016 г. Задачи: Развивать познавательный интерес.

Конспект НОД во второй младшей группе «Знакомство с комнатными растениями» Цель: Познакомить детей с комнатными растениями. Задачи: Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель,.

Конспект ООД по познавательно-речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПР «Знакомство со свойствами материалов» Конспект ООД по познавательно – речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПРТема: «Знакомство с материалами (дерево, металл) и их.

Конспект ООД «Уход за комнатными растениями» Конспект ООД по познавательному развитию в младшей группе «Уход за комнатным растением». Цель: Закрепить знание о комнатных растениях. Задачи:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с комнатными растениями» Цель: Формировать понятие комнатные растения. Создать атмосферу радостного настроения. Задачи: Обучающая: Формировать знания узнавать и.

НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с комнатными растениями» Непрерывно-образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с комнатными растениями» Цель: Уточнить представления.

Читать еще:  Дезодорирующий бальзам для ног своими руками. Мастер-класс пошаговый с фото

ООД Художественно-эстетическое развитие «Знакомство с дымковской игрушкой» для детей старшей группы Конспект ООД Лексическая тема «Знакомство с дымковской росписью Художественно – эстетическое развитие. (Рисование). Тема : ” Дымковская.

Приложение к работе «Знакомство старших дошкольников с лекарственными травами Сахалина через проектную деятельность» Приложение 1 План работы: № пп Мероприятия. Ответственные, сроки 1. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Ознакомление старших дошкольников.

Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»

Марина Афонина
Конспект НОД в старшей группе «Лекарственные растения»

-дать представление о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения, применения.

-развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

-развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы, отгадывать загадки, давать полный содержательный ответ на вопросы.

-воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы: презентация по теме «Лекарственные растения», компьютер, кроссворд, отвар шиповника.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается весна, скоро наступит прекрасное время года – лето. Вы все разъедитесь на отдых. Будете загорать, плавать, путешествовать. А вот сегодня я приглашаю вас провести виртуальную экскурсию на природу, в страну «Зелёная аптека».СЛАЙД 2

-Вы все уже знаете, что без растений жизнь на земле не существовало бы. Люди с давних времён замечали, что животные лечатся разными травами. Тогда они стали составлять разные книги, называли их «Травники», «Цветники».

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками,

Пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

– О каких друзьях говорится в стихотворении?

Дети: О лекарственных травах.

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить с разными лекарственными растениями, некоторые растения вы встречаете в дикой природе. А некоторые растения растут на ваших дачных участках и на территории нашего детского сада. Первое лекарственное растение о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, вот загадка про него:(СЛАЙД 3)

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник)

Кто знает, почему так назвали это растение?

Подорожник люди используют для заживления ран, при заболевании желудка, при простудах.

Про какое лекарственное растение загадка:

Не пустили в огород

Оттого она и жжёт. (крапива) слайд 4

Воспитатель: Да, это крапива. Крапиву люди используют для приготовления щей, салатов. Но если сырую крапиву истолочь, то можно приложить к ранам. Она вычисти раны и заживит. Ещё крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. Косметологи используют отвары крапивы в косметологии. При простудных заболеваниях часто используют настои:

– ромашки, шалфея, шалфея, календулы при заболевании горла;(слайд 5, 6, 7, 8)

– липы – если простуда и появился кашель. (слайд 9)

– мать- и- мачехи –при ангине (слайд 10)

Все эти растения произрастают в районах нашего края. Как вы думаете, где и когда можно собирать лекарственные растения? Как правильно их заготовить?

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

«Что растет

На лугу растут ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка…

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок.

И красивых, и пушистых!

Разноцветных и душистых!

Запомните правила сбора лекарственных трав:

-Нельзя собирать растения вблизи дорог и в городе.

-Если не знаешь растения, то его не рви.

-Собирают растения в сухую, солнечную погоду и сушат в тени.

: – Нельзя рвать много растений.

– Нельзя пробовать плоды, корневища.

– После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.

Теперь давайте проверим, как вы запомнили лекарственные растения. Я приготовила вам кроссворд:

-какое растение используют для заживления ран (подорожник)

-какое растение жжётся, но используют в еде и для остановки кровотечения? (крапива)

-какой настой используют при простуде? (липовый)

-Настоем какого цветка можно полоскать больное горло? (ромашка)

-это растение лечит почки и печень. Узнаете его, если отгадаете загадку:

Выпускает он листы

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберёшь,

На себе их все найдёшь. (лопух)

Вы хорошо всё запомнили., а чтобы мы с вами не болели, предлагаю всем принять вкусный и витаминный отвар из шиповника, который нам приготовили наши повара. Большое им спасибо, а вы не болейте и дружите с лекарственными растениями.

(Воспитатель угощает детей отваром шиповника)

1. Маневцова Л. М. Мир природы и ребенок, – М, 1998.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду, – М, 2001.

3. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой, М, 1983.

4. Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет., М., 2011.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/05/11/konspekt-nod-po-poznaniyu-v-starshey-gruppy-lekarstvennye

http://www.maam.ru/detskijsad/od-v-starshei-grupe-po-teme-znakomstvo-s-lekarstvenymi-rastenijami.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-starshei-grupe-lekarstvenye-rastenija.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: