Конспект занятия по ознакомлению с миром природы. Беседа о диких животных

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные нашего края»

Занятие охватывает большой объем программного материала по теме “Дикие животные”, а также знакомит детей с дикими животными Кемеровской области. Занятие построено с учетом возрастных особенностей дошкольников, в него включены загадки, физкультминутки, занимательные вопросы, дидактические игры, чтение стихов по теме. Чередование теоретического материала и беседы с детьми, использование дидактических игр и познавательных заданий помогают добиться поставленных целей. Подобранный материал помогает отследить уровень знаний дошкольников и спланировать дальнейшую работу.

Дикие животные нашего края

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных.

Образовательные

  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Познакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области

Воспитательные

  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
  • Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.
  • Воспитывать любознательность.
  • Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
  • Способствовать осознанию особого отношения людей к диким животным
  • Познакомить с интересными фактами из жизни диких животных, показать их уникальность

Развивающие

  • Работа по словообразованию: волк – волчица – волчонок (волчата); заяц – зайчиха – зайчонок (зайчата) и т.д.;
  • Работа по согласованию существительных множественного числа с числительными (один зайчонок, два зайчонка, десять зайчат т.д.).

Предварительная работа:

  • Разучивание загадок, считалок по теме “Дикие животные”.
  • Дидактические игры “Кто, где живет”, “Дикие животные”;
  • Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк, животные Кемеровской области и др.).
  • Заучивание: Е. Трутнева “Белкина кладовка”, В.Степанов “Как живете? Что жуете?”, И. Токмакова “Медведь”, А. Блок “Зайчик”.
  • Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.
  • Разучивание пальчиковой гимнастики “Заяц”, “Сидит белка на тележке”.
  • Разучивание подвижных игр “Заяц Егорка”, “Зайка беленький сидит”.
  • Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Иллюстрации к занятию “Дикие животные”, “Дикие животные Кемеровской области”, “Животные, которые жили на территории Кемеровской области много миллионов лет назад”, “Деревья Кемеровской области”, “Заповедники Кузбасса”, “Динозавр”. Юла с прикреплённой к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из картона и разделённый на цветные секторы – для игры “Поле чудес”, “волшебный мяч”, фанты для поощрения детей.

  1. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. М.: Лайда, 1995.
  2. Волина В. Праздник Букваря. М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.
  3. Скоролупова О.А. Дикие животные. М.: Издательство Скрипторий, 2006.
  4. Сладков Н. Разговоры о животных. М.: “Стрекоза – Пресс”, 2002.
  5. Соболева А.В. Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. M.: Издательство “Гном и Д”, 2000г.
  6. Степанов В.А. Природа родного Кузбасса,
  • www.zveryshki.ru/
  • gsmnet.ru/logzhiv/logzhiv110.htm
  • http://www.twirpx.com/file/618203/
  • http://lik-kuzbassa.narod.ru/liki-zemli-kuzneckoy.htm
  • Ход занятия

    Часть I

    Введение

    Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о диких животных. Я буду загадывать загадки, вы должны угадать, о каком животном идет речь (по мере отгадывания загадок, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).

    Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая для лета,
    Для зимы другого цвета. (Заяц)

    Пышный хвост торчит с верхушки,
    Что за странная зверюшка?
    Щелкает орехи мелко.
    Ну, конечно, это…(Белка).

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка.
    Пышный хвост-краса.
    Кто это? (Лиса)

    В густом лесу под елкой,
    Осыпанный листвой,
    Лежит мешок с иголками,
    Колючий и живой. (Ёж)

    Кто зимой холодной
    Ходит злой, голодный? (Волк)

    Сделал дыру, вырыл нору.
    Солнце сияет, а он и не знает. (Крот)

    Хозяин лесной
    Просыпается весной,
    А зимой под вьюжный вой
    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    Серенькая, маленькая,
    хвост как шило. (Мышь)

    С ним тягаться трудно в беге,
    Коли встретить довелось,
    знайте, дети, это…(Лось).

    Возле дуба острым рылом,
    Деловито землю рыл он.
    Видно желуди искал.
    Я пугать его не стал.
    Не спугнул и мой Полкан,
    Очень грозен был … (Кабан).

    Читать еще:  Поделки на Хэллоуин. Ведьма. Мастер-класс

    Воспитатель:

    Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

    – Подскажите мне, о ком же все эти загадки?

    – Совершенно верно, о животных, которые называются дикими.

    Часть II

    Рассказы детей о диких животных

    Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь. Для того чтобы организовать очерёдность детей, можно провести игру “Волшебный мячик”. Дети становятся в круг, в качестве волшебного мяча берется мяч небольшого размера.

    Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы. Отвечая на вопрос, дети передают друг другу “ волшебный мяч”.

    Правила игры таковы: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч. Остальные могут выразить своё согласие с его высказыванием хлопками в ладоши, своё несогласие – потопав ногами.

    План

    Что умеет делать?

    Как называют его детёнышей?

    Как называется его жилище.

    Ребёнок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана, продолжить рассказ может следующий ребёнок, закончить – следующий.

    Задача воспитателя – следить за тем, чтобы рассказы детей не затягивались во времени, чтобы все желающие дети могли высказаться.

    Физкультминутка “Дикие животные”:

    Встанем, надо отдохнуть,
    Наши пальчики встряхнуть.
    Поднимайтесь, ручки, вверх,
    Шевелитесь, пальчики, –
    Так шевелят ушками
    Серенькие зайчики.
    Крадемся тихо на носочках,
    Как лисы бродят по лесочку.
    Волк озирается кругом,
    И мы головки повернем.
    Теперь садимся тише, тише –
    Притихнем, словно в норках мыши.
    Ходил медведь по лесу,
    Топтался и рычал.
    Хотел он очень меда
    А где достать – не знал.

    Часть III

    Рассказ воспитателя

    Животные нашей Кемеровской области

    Сегодня на занятии пойдёт разговор о диких животных, которые обитают в наших лесах и полях, о животных, которые обитали в нашей Кемеровской области много миллионов лет назад, какими они были.

    В Кемеровской области из крупных диких животных обитают лось и марал, косуля сибирская и северный олень. Из хищных животных наиболее распространены бурый медведь, рысь и рассомаха.

    Есть в нашей области место на берегу реки Кии – единственное в нашей стране “кладбище динозавров”. В окрестностях села Шестаково на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 миллионов лет назад. Здесь был найден скелет динозавра, которого нарекли “пситтакозавр сибирикус”. Это небольшой двухметровый динозавр с необычной формой головы и клювом, как у попугая. Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной. Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клена, дуба и грецкого ореха. Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра. В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!

    Физкультминутка “Звериная зарядка”:

    Раз – присядка. Присесть.
    Два – прыжок. Подпрыгнуть.
    Это заячья зарядка. “Ушки на макушке”зайчики.
    А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
    Любят долго потянуться, Потянуться.
    Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
    Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
    А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
    И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
    Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
    Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
    То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
    Долго топчется на месте.
    А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
    Начинает все сначала.

    Часть IV

    Заключение

    – Ребята, в заключение нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру-викторину “Поле чудес”. Условия игры будут такими: на каждом секторе игрового поля лежит картинка с изображением дикого животного. Водящий вращает юлу, и, когда стрелка остановится и укажет на какую-то картинку, он называет не только изображённое на ней животное, но и всё семейство, а также жилище, в котором оно живёт. Например, стрелка указывает мне на картинку с волком. Я говорю: папа – волк, мама – волчица, ребёнок – волчонок, жилище – логово. Итак, начинаем игру.

    Оценивая правильные ответы, можно выдавать детям фанты или фишки. Очень важно, чтобы дети получали и поощрение за оказание помощи своим товарищам. После окончания игры подсчитываются фанты, и определяется победитель.

    Беседа в детьми подготовительной группы. Дикие животные зимой

    Дети: — Это лиса
    Воспитатель: — Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
    Воспитатель: — А кто нибудь, знает для чего лисе такой большой пушистый хвост.
    Воспитатель: — Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты.
    Воспитатель: — Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно.
    Воспитатель: — Послушайте еще один голос.
    Воспитатель: — Кто это?
    Дети:- Волк.
    Воспитатель: — Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи — так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка.
    Воспитатель: — А днем прячутся в своем логове. Где они прячутся?
    Дети: – В логове
    Воспитатель: — Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
    Вот так звери
    Нор не роют
    Но зато плотины строят
    Все они одеты в шубы
    Инструмент не пилы-зубы
    Воспитатель: — Жилище у бобров называется так интересно — хатка

    Читать еще:  Поздравительная газета ко Дню Учителя своими руками.

    Воспитатель: — Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные.
    Воспитатель: — А как называют детенышей бобра?
    Дети: — Бобрята.
    Воспитатель: — Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите на слайд, вы его узнаете.
    Воспитатель: — Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.
    Дидактическая игра «Разрезные картинки»
    Воспитатель: — В лесу можно встретить еще очень необыкновенного животного.
    Воспитатель: — Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров.
    Воспитатель: — А кто – нибудь знает для чего лосю рога?
    Дети:- Они служат для обороны от хищников.
    Воспитатель: — Рассмотрите внимательно, а что у лося на ногах?
    Дети:- Копыта
    Воспитатель: — они ему помогают передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается.

    Конспект ОД в средней группе на тему «Скоро зима!» Беседа о жизни диких животных в лесу.

    Задачи:

    — уточнить и закрепить знания детей о диких животных, познакомить с жизнью животных в лесу с элементами проектной деятельности

    — развивать познавательный интерес, наблюдательность; связную речь, умение придерживаться схем – моделей в рассказывании

    — учить анализировать, делать выводы

    — учить детей видеть красивое и чувствовать красоту природы, создавать эмоциональное настроение, используя театрализованное сопровождение

    — воспитывать бережное отношение к живой природе

    — закрепление цвета, ориентировки в пространстве.

    Интеграция образовательных областей:

    «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

    Предварительная работа. Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций. Наблюдение за деревьями и птицами на участке. Составление творческих проектов о животных и птицах по схемам-моделям.

    Методические приёмы. Игровой метод, использование наглядности, наблюдение, словесные методы и приёмы, проектирование.

    Оборудование и материалы:

    Игрушки: белка, зайчик, лиса, ёжик, волк, медведь, атрибуты осени для украшения группы, микрофон. Музыка Г. Вихаревой «Кружит вальсок».

    Организация детской деятельности:

    Звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья. Останавливаются у окна. Наблюдают осеннюю природу

    Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

    Дождик с самого утра,

    Птицам в дальний путь пора

    Громко ветер завывает,

    Это все когда бывает?

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам залетели осенние листочки! Их осень покрасила в золотой цвет! Они приглашают нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Но, вы должны вспомнить, как вести себя в лесу (ответы детей).

    Речь с движением «По тропинке в лес»

    По тропинке в лес пойдем(дети шагают)

    Лужу мимо обойдем(обходят воображаемую лужу)

    Перепрыгнем ручеек (перепрыгивают через «ручеек»)

    Посмотрели мы налево (смотрят налево)

    Читать еще:  Роспись по стеклу. Пошаговые мастер-классы с фото

    Посмотрели мы направо (смотрят направо)

    Посмотрели вверх на солнышко(смотрят вверх, стоя на носочках)

    Ах, какая красота!(удивляются, разводят руки в стороны)

    — Ну вот, мы с вами и пришли в лес. Ребята, вы что-нибудь слышите? Я тоже ничего не слышу. Наверное, что-то произошло (ответы детей)

    Воспитатель: А знаете ли вы, какие звери живут в лесу? (ответы детей). Выходите-казверята, в гости к вам пришли ребята!

    -Вот вам белочка-резвушка

    -Мы ее сказать попросим,

    -Как она проводит осень?

    Белка: Я орешки собираю, и на зиму запасаю.

    Воспитатель: Слышу я шуршанье ножек, кто же это, дети? (Ёжик)

    -Я обыкновенный ежик,

    -Ежик маленький – ну что же?

    -Я больших зверей — не хуже,

    -Потому что лесу,нужен!

    -Подметаю я тропинки

    -Все листочки, все соринки,

    -Хороши мои иголки –

    -Обхожусь я без метелки!

    Воспитатель: — А кто же это там крадется? (Лиса)

    -Посмотрите я какая:

    -Вся горю как золотая,

    -Хожу в шубе дорогой

    -Хвост пушистый и большой!

    Воспитатель:-А что за шум и треск?

    -Брожу летом без дороги

    -Между сосен и берез

    -А зимой я сплю в берлоге,

    -От мороза пряча нос.

    -Что за зверь лесной

    -Встал как столбик под сосной,

    -И стоит среди травы-

    -Уши больше головы.

    Воспитатель: А сейчас мы отдохнем, физкультминутку проведем. Превращаемся в лесных, зверят.

    — Раз, два (присядка, руки на пояс)

    — Это заячья зарядка, ушки на макушке

    — А лисята как проснуться (ладошки в кулачки, потирают глаза),

    — Любят потянуться (потягиваются)

    — Обязательно зевнуть (имитация зевания)

    — Ну и хвостиком вильнуть

    — А волчата спину выгнут и тихонечко подпрыгнут

    — Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,

    — С зайкой вместе долго топчатся на месте.

    Воспитатель: Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери? (ответы детей: в лесу живут малыши).

    Речевая игра «Найди ошибку»

    У волка – лисята

    У медведя — зайчата

    У лисы — медвежата

    У ежа – бельчата

    У белки – ежата (Дети называют правильный ответ)

    Воспитатель: Ребята, как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу? (дикие животные). Тогда посмотри передачу «В мире животных».

    Воспитатель: (в микрофон) Внимание, внимание! Начинается телепередача «В мире животных». Ведет её диктор Алиева Лидия Владимировна и её маленькие помощники (перечисляю имена детей).

    «Белка»: Я живу в лесу. Устраиваю гнёзда в дуплах или ветках деревьев, и прекрасно лазаю по веткам. Зимой шубка серая, а летом рыжая. Питаюсь я семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму делаю много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные останутся в целости.

    «Волк»: Я живу в лесу в логове, и похож на собаку. Я хищник, гоняюсь за зайцами. Шерсть моя серого цвета.

    «Лиса»: Я хитрая и рыжая плутовка, живу в глубокой норе в лесу. Я хищница, поэтому удовольствием ем мышей, зайцев, в реке ловлю рыбу. Но особенно люблю полакомиться птицей. Поэтому частенько заглядываю в курятники.

    «Заяц»: Живу я в лесу и прячусь от своих врагов лисы и волка в густых кустарниках и зарослях. Но если вдруг настигнет враг, то я тут же начинаю отбиваться задними лапами. Шубка моя весной, летом и осенью серая, а зимой белая. Питаюсь я травянистыми растениями, корой деревьев.

    «Медведь»: Я косолапый, медведь живу в лесу. Люблю лазить на деревья и плавать. Я питаюсь ягодами, грибами, кедровыми шишками, рыбой. За лето и осень я накапливаю жир, а зимой я сплю в берлоге.

    «Ежик»: На спине у меня иголки, они помогают мне защищаться от врагов. Живу я в лесу в норе. Осенью на своих иголках я переношу туда листву и мох для того, чтобы было зимой тепло. А питаюсь я мышами и змеями.

    Воспитатель: Ребята, холодно поздней осенью в лесу. Я предлагаю немного погреться. Давайте поиграем в подвижную игру. Предлагает детям самим выбрать игру про животных

    Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес, и нам пора возвращаться в детский сад.

    Речь с движением: «По тропинке в лес…»

    По тропинке в сад пойдем

    Лужу мимо обойдем

    (обходят воображаемую лужу)

    (перепрыгивают через «ручеек»)

    Посмотрели мы налево,

    Посмотрели мы направо,

    Посмотрели мы вперед

    (смотрят вперед, стоя на носочках)

    Вот наш, садик! Он нас ждет!

    Рефлексия:

    — Ребята, а куда мы с вами сегодня ходили? С какими животными мы познакомились? Где живет и чем питается волк (лиса, еж, медведь, заяц, белка)? Вы сегодня молодцы!

    Источники:

    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616268/

    http://kladraz.ru/blogs/irina-aleksandrovna-fomina/konspekt-nod-po-realizaci-o-poznavatelnoe-razvitie-dlja-detei-s-onr-v-podgotovitelnoi-grupe-beseda-na-temu-dikie-zhivotnye-zimoi.html

    http://nsportal.ru/user/575339/page/konspekt-od-v-sredney-gruppe-na-temu-skoro-zima-beseda-o-zhizni-dikih-zhivotnyh-v

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи на тему:

    Adblock
    detector