Маски в живописи:
Город, смотрящий на мир сквозь маску: Венеция в живописи Алекса Левина
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Прекрасная, чарующая Венеция… Этот город неизменно ассоциируется у каждого из нас с каналами, гондолами и, конечно же, карнавалом. Именно последнее событие вдохновило художника Алекса Левина (Alex Levin) на создание серии картин, где главным элементом выступает своеобразный символ города на воде – карнавальная маска.
«Венеция сама – это город в маске, и именно сквозь маску этот зачарованный город смотрит на весь окружающий мир», – утверждает Алекс Левин, назвавший свою серию картин «Венеция сквозь глаза маски» («Venice through the mask’s eyes»). И действительно: старый город словно смотрит на нас сквозь богато украшенные маски, а в прорезях для глаз видны самые узнаваемые уголки Венеции.
Автор пишет свои картины в технике 16 столетия, используя для работы темперные и масляные краски. В картинах Алекса объединены два жанра – ландшафтная и образная живопись, но это ни в коем мере не приводит к ухудшению качества или выразительности его работ.
Работы художника очень точно передают настроения Венеции. Гондольеры и их пассажиры, кружевные палаццо, рябь на поверхности каналов и лучи заходящего солнца на крышах домов… Теперь чтобы увидеть все это не обязательно ехать в Италию. Достаточно лишь взглянуть в прорези маски и окунуться в пленительную атмосферу этого уникального города. Да и сами маски стоят того, чтобы обратить на них особое внимание и рассмотреть наряду с достопримечательностями Венеции – украшенные богатыми тканями, перьями и драгоценностями, они олицетворяют чувственность и интриги карнавала.
Алекс Левин родился в 1975 году в Киеве (Украина), где он с отличием окончил Академию искусств. В 1990 году художник эмигрировал в Израиль. Сейчас Алекс работает над двумя проектами: сериями картин о Венеции («Venice through the mask’s eyes») и о традиционном еврейском наследии («Tradition of Jewish Heritage»).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Маски в живописи: пошаговый мастер-класс с фото
Маска для создания прямых линий
Использование маски для создания границы сложной формы
1. Берем листок бумаги для акварели и рвем его так, чтобы получился неровный край, напоминающий соцветия брокколи. Бумага для акварели довольно плотная, поэтому рвется именно так, как нам нужно.
2. Плотно закрепляем маску на бумаге для рисования. Тонким угольным стержнем наносим несколько коротких вертикальных штрихов вдоль рваного края. Не снимая маски, растушевываем штрихи пальцами.
3. Снимаем маску. У нас получилась полукруглая форма с неровными краями. Перемещаем маску в другое место и точно так же рисуем второе соцветие. Продолжаем работать, пока не изобразим все частично закрывающие друг друга соцветия брокколи.
4. Рисуем очертания листьев и стебля. Длинными, плавными штрихами намечаем прожилки на листьях. Растушевываем штрихи пальцами.
5. Края листьев слегка зубчатые (в отличие от округлых соцветий). Вырезаем маску для листьев.
6. Помещаем маску для листьев в нужное место и рисуем углем поверх нее, как на шаге 2. Используйте разные участки маски, поворачивайте ее, чтобы получить нужную форму. Перемещайте маску вдоль стебля и рисуйте листья один за другим.
7. Продолжаем работать над стеблем и листьями. Обратите внимание на то, как листья накладываются друг на друга и на стебли соцветий.
8. Боковой стороной угольного стержня накладываем на листья тон. Осторожно растушевываем штрихи кончиками пальцев. Уверенными, плавными штрихами рисуем основные прожилки на листьях. Используем для этого кончик угольного стержня. Эти резкие штрихи очень хорошо контрастируют с растушеванным тоном на листьях и соцветиях. Рисунок принимает окончательную форму.
9. Очень легкими штрихами намечаем тени на столе. Растушевываем штрихи кончиками пальцев. Тени должны быть по тону мягче и светлее, чем само соцветие, поэтому не делайте штрихи слишком энергичными и темными. Возможно, у вас на пальцах уже достаточно угля, чтобы использовать для рисования только их!
10. Берем маски, использованные на этапах 2 и 3, располагаем их, как раньше, и наносим на рисунок мелкие точки и штрихи, чтобы придать рисунку фактуру. На этот раз ничего не растушевываем.
11. Переходим к деталям и фактуре соцветий брокколи -I кончиком угольного стержня рисуем несколько коротких скругленных штрихов. Эти штрихи прекрасно выделяются на растушеванном угле.
Законченная работа
Перед нами очень симпатичный, живой, полный движения рисунок. Для создания неровной границы соцветий и листьев брокколи были использованы маски. Участки тона прекрасно дополняют плавные, каллиграфические линии, которыми изображены стебли и прожилки на листьях.
Если вы являетесь автором фотографии, использованной в статье, напишите нам, мы обязательно укажем авторство!
Маски в живописи:
Борис Шишло, доктор этнологии, искусствовед, зав. отделом Сибири, Музей человека, Париж, Франция:
«Когда несколько лет назад в Кунсткамере я впервые увидел окружённые этнографическими артефактами композиции Азата, я тут же ощутил силу его искусства, которое не нуждается в дидактических иллюстрациях. Оно самостоятельно и самодостаточно. Напротив, мёртвые музейные предметы после соседства с его картинами оживают. Предметы той общей нам всем эпохи, из которой мы все вышли и в которую нас возвращает Азат, эти предметы, в отличие от нашего времени, не столько материальны в своей природной плоти, сколько духовны».
“ЛЮДИ И ДУХИ СТАРОЙ АЛЯСКИ”
Г.И. Дзенискевич кандидат исторических наук, зав. отделом Америки Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунткамера), Санкт-Петербург:
«Художнику настолько глубоко удалось проникнуться культурой и традициями старой Аляски, что даже придирчивый специалист найдет в этой серии картин, как нам кажется, совсем немного этнографических неточностей. В целом же картины Азата Миннекаева настолько этнографически грамотны, что вполне могут служить яркой иллюстрацией ко многим страницам истории и культуры коренных обитателей американского Севера».
“ДОСТИЖИМЫЙ КРАЙ НЕБА”
Вера Шургая-Верейская искусствовед, член Международной ассоциации искусствоведов:
«Словно волшебную спираль сюжет за сюжетом автор раскручивает мифологическую жизнь героев, затерянных там, где соединяется небо и земля. Эта жизнь напоминает древнюю сказку, бесхитростную и неизменную на протяжении последних тысячелетий. Абсолютное пространство прорисовано на полотнах художника в единстве четырех стихий — земли, воды, воздуха и огня».
МЕКСИКАНСКИЙ МАСКИРОВАННЫЙ ПРИМИТИВИЗМ
Мексиканский уличный художник, иллюстратор и графический дизайнер Эдгар Флорес, известный также как Санер, используя традиционные образы древней ацтекской культуры, создает своё неповторимое видение мира. Его замаскированные символы появляются на стенах домов, на холсте, бумаге, а также на тех предметах, что заставляют зрителя задуматься: куда мы идём?
Своими работами Санер пытается вернуть человека в природу, показать разобщенность людей с окружающим миром. Черпая в индейском «примитивизме» силы, Санер стремится нащупать точки соприкосновения с живой материей, в том числе с природой человека. Его работы психологичны, остры, злободневны. Они контрастны: свет и тень раскрывают вечную борьбу человека за выживание. Поднимая вопросы насилия, гнева, тревоги и страха, художник реалистично отображает мир вокруг себя…, и призывает к объединению…
Далеко неспроста портреты Санера носят маски. Согласно мифологии, маски способны превращать людей в животных, а это, поверьте, сегодня реальный путь вернуть нашу собственную природу, утерянную в гигантских мегаполисах. Вдохновленный творчеством Фриды Кало, Гонсалеса Камарена, Эдгар Флорес напоминает о том, что случилось с мексиканским народом, когда пришли европейцы: мексиканская культура – смесь из обоих миров. И зная это, Санер обращается к зрителям в попытке что-то изменить в своей жизни…
Frida Kahlo
Girl with Death Mask (She Plays Alone), 1938
Фрида Кало.
Девочка с маской смерти (“Она играет сама”), 1938 год
Рисунки, наброски, эскизы татуировок на тему мэн-гу – защитных боевых масок самураев.
Мэн-гу. Защитные маски самураев: https://vk.cc/5ypWMa
MENGU MASK ART II
Рисунки, наброски, эскизы татуировок на тему мэн-гу – защитных боевых масок самураев.
Мэн-гу. Защитные маски самураев: https://vk.cc/5ypWMa
АФРИКАНСКИЕ «МАСКИ» В РАБОТАХ ПИКАССО
“Африканский” период Пикассо
Разберемся, как африканское искусство повлияло на мировоззрение и стиль великого художника в «африканский» или черный период (“periode negre”).
Первой работой, повернувшей кисти Пикассо в сторону новой фигуративности, стал портрет Гертруды Стайн 1906 года. Переписав его около 80 раз, художник отчаялся воплотить писательницу в классической стилистике. Художник явно созрел для нового творческого периода, и следование за натурой перестало его интересовать. Это полотно можно считать первым шагом в направлении деформации формы.
Весной 1907 года Пикассо посетил Гертруду Стайн в ее парижской квартире, где он встретил Матисса, только что купившего какую-то африканскую скульптуру. По словам Матисса, тогда оба художника были просто в восторге от нее. Вскоре после этого, Пикассо с Андре Дереном отправились в этнологический музей “Трокадеро” (ныне – “Музей Человека”) и этот визит, как позже говорил Пикассо, сыграл решающую роль в его искусстве.
“Запах плесени и отвращения сдавил мне горло. Я был так подавлен, что сначала собрался было немедленно уехать”, – рассказывал художник. “Но я заставил себя остаться, чтобы исследовать эти маски, все эти объекты, которые люди создавали со священной целью служить посредниками между ними и неизвестными, враждебными силами, окружающими их. Люди пытались преодолеть свои страхи, давая им цвет и форму. И я понял, что действительно означает живопись. Это не эстетический процесс; это – форма магии, которая находится между нами и враждебной вселенной, она воплощает как наши страхи, так и желания. В тот день я понял, что нашел свой путь”.
«Примитивные» идолы, статуэтки и маски, где обобщенная форма освобождалась от мельтешения деталей, воплощали в себе могучие силы природы, от которой первобытный человек не дистанцировал себя. Идеология Пикассо, неизменно ставившего искусство превыше всего, совпала с мощным посылом, заложенным в этих образах: для древних людей искусство служило не декорированию быта, оно было колдовством, приручавшим непонятных и враждебных духов, контролировавших полную опасности земную жизнь.
Пикассо пошел по пути, подсказанному ему интуицией дикарей. Он стал точно так же монументализировать и упрощать форму, делая своих героев подобиями деревянных или каменных истуканов. Лица персонажей превратились в ритуальные маски. Грубая штриховка на живописных плоскостях, воспроизводившая насечки на африканской скульптуре, – еще одно заимствование из арсенала древних мастеров. А основное, что почерпнул Пикассо у африканских «заклинателей духов» – это слияние персонажей с пространством, ведь первобытный человек не отделял себя от природы. Фон на полотнах Пикассо выглядит столь же осязаемым, как и фигуры. Полотна африканского периода производят впечатление неуклюжих барельефов, грубо вытесанных из природных материалов.
Знаменитые «Авиньонские девицы» 1907 года – яркий образец африканского стиля. Композиция неоднократно перекраивалась (над картиной художник работал около года) и женщины, в конце концов, превратились в грубые статуэтки с варварски деформированными лицами африканских божков, что особенно заметно в двух фигурах справа. Любовь к изображению красоты женского тела, присущая художникам предыдущих эпох, сменилась радикальным искажением архитектуры телесной оболочки. Деформация фигур и схематизация лиц, которые сочли актом женоненавистничества, вызвали резкое отторжение у первых зрителей картины.
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/291109/11748/
http://masterclassy.ru/pedagogam/shkolnikam/12525-maski-v-zhivopisi.html
http://vk.com/topic-39920007_28032317