Мозговая гимнастика для детей 7-10 лет

«Гимнастика мозга»

Ольга Филимонова
«Гимнастика мозга»

Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

Мишель де Монтень.

Сухомлинский В. А. утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Российской Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И. И. Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука». Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Л. Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции В. Н. Д., развитие речи.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для развития и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается только в том, чтобы «переносить» мозг с места на место и таким образом, обеспечивать его важную работу. Но не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Последние исследования доказывают: движение приносит непосредственную пользу нервной системе.

Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью, Эти упражнения пробуждают систему «интеллект-тело» и приводят её в готовность к обучению.

Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению». В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании. В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт — Петербург, Томск, Уфа, Орехово -Зуево и др.). Огромная польза и привлекательность ГМ состоит в её простоте и практичности. Человек может выполнять эти упражнения в любое время и в любом месте, для повышения эффективности того, что он в данный момент делает. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Основным требованием к квалифицированному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Упражнения должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку, продолжительностью от 5 до 7 минут в день, ежедневно. С каждым днём упражнения могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. ГМ представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают детям дошкольного возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Несколько минут выполнения упражнений дают высокую умственную энергию, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития.

Читать еще:  Топиарий своими руками: популярные идеи с фото

В своей работе мы используем следующие кинезиологические упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Ухо-нос», «Колечко», «Змейка», целью которых является:

— развитие межполушарного взаимодействия;

— развитие памяти, внимания, речи, мышления;

— способствуют устойчивости запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма;

1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2. «Кулак — ребро – ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

3. «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. «Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

Особенно эффективной оказалась кинезиологическая гимнастика у детей, т. к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Кинезиологическая гимнастика, потенцируя одновременность работы полушарий, помогает ребенку активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей.

Требования к выполнению кинезиологических упражнений: точное выполнение движений и приёмов;

В работе с детьми рекомендуем взрослым (педагогам, родителям) системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.

В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совершенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинеспологии — науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.

Мозговая гимнастика
учебно-методический материал на тему

Предлагаю вам упражнения мозговой гимнастики для детей 7-10 лет (учащихся начальной школы), которые занимают буквально по 5 минут, но очень помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов. Дети с удовольствием их выполняют как на уроках, так и дома. Со 2 класса полезно не только выполнять с детьми такую гимнастику, но и объяснять цели этих упражнений. Таким образом расширяется и психологический словарь, и польза мозговой гимнастики.

Данная работа будет полезной ученикам, родителям и учителям начальной школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Название работы: Мозговая гимнастика

Автор : Ильина Вера Александровна,

место работы: МБОУ ДОД ЦВР «Досуг» г. Ростов-на-Дону

должность-педагог дополнительного образования

Описание материала: предлагаю вам упражнения мозговой гимнастики для детей 7-10 лет (учащихся начальной школы), которые занимают буквально по 5 минут, но очень помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов. Дети с удовольствием их выполняют как на уроках, так и дома. Со 2 класса полезно не только выполнять с детьми такую гимнастику, но и объяснять цели этих упражнений. Таким образом расширяется и психологический словарь, и польза мозговой гимнастики.

Читать еще:  Открытка в технике киригами. Корзинка с розами.

Данная работа будет полезной ученикам, родителям и учителям начальной школы.

1. Перекрёстные движения.

Цель: активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний.

Одновременно с правой рукой двигается левая нога, совершаются движения глазами во все стороны.

2. Шапка для размышлений.

Цель: улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.

Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса)

3. Качания головой.

Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч.

Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

Цель: улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении.

Взяться за спинку стула впереди себя, выставить вперёд правую ногу и медленно сгибать её в колене. Левая нога остаётся сзади вытянутой. Затем сделать наклон вперёд, выдохнуть и прижать пятку левой ноги к полу. После этого приподнять её, выпрямиться и сделать глубокий вдох. Повторить 3 раза, меняя ноги.

Цель: улучшает внимание, чтение.

Одну руку положить на пупок, другой массировать точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения представлять, что на носу находится кисточка, и «рисовать» ею бабочку или восьмёрку на потолке.

7. Ленивые восьмёрки.

Цель: активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

9. Точки равновесия.

Цель: улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений.

Дотронуться двумя пальцами одной руки до впадины у основания черепа, другую руку положить на пупок. Дышать, поднимая энергию вверх. Через минуту поменять руки.

Цель: улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении.

Удобно расставить ноги. Правую ступню развернуть вправо, левую направить строго прямо. При выдохе согнуть правое колено. Вдохнуть, одновременно напрягая правую ногу. Повторить 3 раза, затем левой ногой.

11. Активизация руки.

Цель: улучшает зрительно-моторную координацию.

Держите одну вытянутую руку рядом с ухом, другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активизируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырёх направлениях (вперёд, назад, к себе, от себя)

Цель: улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко, разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите упражнение, держа плечо другой рукой.

Цель: улучшает восприятие, правописание.

Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и вытяните руку, показывая пальцем поперёк комнаты. Смотрите дальше пальцев(если видите две кисти, всё в порядке). Повторите движение другой рукой.

Цель: трансформирует отрицательные эмоции в положительные, улучшает внимание, ясное восприятие речи.

Выполняется сидя. Сначала положить левую щиколотку на правое колено, затем обхватить правой рукой левую щиколотку, а левую руку положить на подошву левой стопы. Сидеть так с закрытыми глазами, глубоко дыша, язык прижат к нёбу. Вторая часть упражнения: расплетите ноги и соедините кончики пальцев рук, продолжая дышать ещё 1 минуту.

21. Симметричные рисунки.

Цель: улучшает зрительно-двигательную координацию.

Рисовать симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз). Получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.

25. Точки пространства.(32, 54)

Цель: улучшает мыслительную деятельность.

Положить два пальца над верхней губой, а другую руку – на копчик. Держать так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику.

Желаем психологического и физического здоровья!

Мозговая гимнастика для детей 7-10 лет

Предлагаю вам упражнения мозговой гимнастики для детей 7-10 лет (учащихся начальной школы), которые занимают буквально по 5 минут, но очень помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов. Дети с удовольствием их выполняют как на уроках, так и дома.

Со 2 класса полезно не только выполнять с детьми такую гимнастику, но и объяснять цели этих упражнений. Таким образом расширяется и психологический словарь, и польза мозговой гимнастики. Данная работа будет полезной ученикам, родителям и учителям начальной школы.

Читать еще:  Пасхальные украшения своими руками

Мозговая гимнастика для детей 7-10 лет

1. Перекрёстные движения.

Цель: активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний.

Одновременно с правой рукой двигается левая нога, совершаются движения глазами во все стороны.

2. Шапка для размышлений.

Цель: улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь.

Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса)

3. Качания головой.

Цель: улучшает мыслительную деятельность, чтение, используется для расслабления мышц шеи и плеч.

Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

Цель: улучшает мыслительную деятельность, внимание, понимание при чтении.

Взяться за спинку стула впереди себя, выставить вперёд правую ногу и медленно сгибать её в колене. Левая нога остаётся сзади вытянутой. Затем сделать наклон вперёд, выдохнуть и прижать пятку левой ноги к полу. После этого приподнять её, выпрямиться и сделать глубокий вдох. Повторить 3 раза, меняя ноги.

Цель: улучшает внимание, чтение.

Одну руку положить на пупок, другой массировать точки, которые расположены сразу же под ключицей с правой и левой стороны груди. При выполнении движения представлять, что на носу находится кисточка, и «рисовать» ею бабочку или восьмёрку на потолке.

6. Ленивые восьмёрки.

Цель: активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.

Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

7. Точки равновесия.

Цель: улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений.

Дотронуться двумя пальцами одной руки до впадины у основания черепа, другую руку положить на пупок. Дышать, поднимая энергию вверх. Через минуту поменять руки.

Цель: улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении.

Удобно расставить ноги. Правую ступню развернуть вправо, левую направить строго прямо. При выдохе согнуть правое колено. Вдохнуть, одновременно напрягая правую ногу. Повторить 3 раза, затем левой ногой.

9. Активизация руки.

Цель: улучшает зрительно-моторную координацию.

Держите одну вытянутую руку рядом с ухом, другой рукой обхватите за головой локоть вытянутой руки. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активизируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырёх направлениях (вперёд, назад, к себе, от себя)

Цель: улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.

Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко, разведите плечи назад, посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите упражнение, держа плечо другой рукой.

Цель: улучшает восприятие, правописание.

Согните левое колено, «приклейте» голову к левому плечу и вытяните руку, показывая пальцем поперёк комнаты. Смотрите дальше пальцев (если видите две кисти, всё в порядке). Повторите движение другой рукой.

Цель: трансформирует отрицательные эмоции в положительные, улучшает внимание, ясное восприятие речи.

Выполняется сидя. Сначала положить левую щиколотку на правое колено, затем обхватить правой рукой левую щиколотку, а левую руку положить на подошву левой стопы. Сидеть так с закрытыми глазами, глубоко дыша, язык прижат к нёбу. Вторая часть упражнения: расплетите ноги и соедините кончики пальцев рук, продолжая дышать ещё 1 минуту.

13. Симметричные рисунки.

Цель: улучшает зрительно-двигательную координацию.

Рисовать симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз). Получаются интересные формы, возникает чувство расслабления рук и глаз, улучшается процесс письма.

14. Точки пространства.

Цель: улучшает мыслительную деятельность.

Положить два пальца над верхней губой, а другую руку – на копчик. Держать так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику. Желаем психологического и физического здоровья!

Мозговая гимнастика для детей способствует не только развитию мышц, но и улучшению работы мозга в целом.

Автор: Ильина Вера Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР «Досуг» г. Ростов-на-Дону

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-gimnastika-mozga.html

http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/03/25/mozgovaya-gimnastika

http://masterclassy.ru/pedagogam/nachalnaya-shkola/9882-mozgovaya-gimnastika-dlya-detey-7-10-let.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector