Особенности проведения занятий с детьми-инвалидами
Организация занятий с детьми-инвалидами в домашних условиях
консультация по коррекционной педагогике
Добрый вечер, уважаемые родители, сегодня на нашей встрече, мы рассмотрим вопрос организации занятий с детьми в домашних условиях.
Как Вы считаете, есть ли необходимость самостоятельной организации занятий в домашних условиях?
Приведу несколько аргументов «за».
Необходимо, потому что:
– приучение к учебной деятельности в домашних условиях (поможет при переходе к обучению в школе или с педагогом в домашних условиях при получении образования на следующем уровне);
– необходимость в регулярных занятиях, что не может быть обеспечено специалистами в образовательном учреждении (ежедневные занятия, желательно в одно и то же время, формируют устойчивую привычку, что облегчает дальнейшее обучение);
– не достаточно времени отводится на занятия в детском саду и с другими специалистами (навыки у детей с проблемами в развитии формируются за длительный период времени, что связано с нарушением познавательных процессов (памяти, внимания и т.д.), необходима отработка заданий);
– стойкие нарушения в развитии приводят к тому, что дети пассивны и не проявляют желание активно действовать с предметами и игрушками (игра у детей формируется после обучения действовать с игрушкой, действия с предметами и игрушкой так же нарабатываются посредством упражнений).
Остаётся только один аргумент «против», если занятия организовано не правильно, тогда наблюдается отрицательный результат.
– не правильно организована среда, ребенок испытывает «сенсорный голод» (в данном случае – переизбыток сенсорных раздражителей, перенасыщенная окружающая среда, посторонние звуки, слишком много предметов, слишком яркие цвета и т.д.);
– не регулярность (в режиме дня и не ежедневно);
– неверно рассчитана нагрузка (по времени и сложности материала, упражнения слишком сложные или слишком простые, как результат – нет развивающего эффекта, ребенок не хочет выполнять, или выполняет очень легко и быстро, что не способствует сосредоточению на задании);
– завышенные или заниженные требования к выполнению заданий (необходимо правильно оценивать возможность ребенка в выполнении заданий, правильно оказывать помощь в требуемом объёме, с постепенным переходом к самостоятельному выполнению);
– неумение стимулировать заинтересованность (правильно найти «стимул-поощрение», предоставлять в нужном объёме, при сформировавшейся привычки, перейти к вербальному и тактильному поощрению).
Перейдем к вопросу, как организовать занятие в домашних условиях?
- Регулярность (детям дошкольного возраста необходимо соблюдения режима, это позволяет ребенку чувствовать себя эмоционально комфортно).
- Организация рабочего места (стол расположить таким образом, чтобы ребенок не мог покинуть его без разрешения. В зоне досягаемости расположить те материалы, которые будут использованы во время конкретного занятия, чтобы не отвлекать внимание ребенка. Они размещаются слева от ребенка, желательно на полке, по мере выполнения убираются. Материалы для упражнений размещаются каждый в отдельном прозрачном боксе с крышкой. На боковой поверхности бокса карточка с изображением упражнения, для дальнейшей ориентировки ребенка при самостоятельном выполнении плана занятия (на последующих этапах)).
- Подбор упражнений, возможность усложнения (упражнения подбираются индивидуально для ребенка, с возможностью усложнения, например, сортировка по двум цветам, далее по трем и т.д. Упражнения имеют различную направленность: сортировка, установление соответствия, развитие моторики, вызывание звукоподражания и т.д. Упражнение строится на четкой визуальной организации).
- Разработка плана (в соответствии с возможностями ребенка, так же учитывать время, проведенное за столом, начиная от нескольких минут до 30-35 минут. Если время занятия за столом не менее 20 минут, включить последующие физические упражнения, двигательную активность).
- Выбор «стимул-поощрения» (легче всего подобрать пищевой стимулятор, так как можно использовать после каждого выполненного упражнения. «Стимул-поощрение следует использовать только для поощрения при выполнении упражнений и обязательно исключить из других моментов).
- Отслеживание результатов (рекомендую использовать «лист упражнения», который представляет собой таблицу, где указывается дата занятия и отмечается, выполнил ребенок упражнение самостоятельно или ему потребовался определенный вид помощи. Это может быть прямая помощь, держа руку ребенка и, выполнение действия его рукой. Помощь может быть направляющая – помогаем только при затруднении. Помощь в виде показа образца действия и другие виды помощи. Отслеживание результата помогает корректировать подбор и усложнение упражнений в дальнейшем, а так же предоставляет возможность родителям видеть результаты освоения тех или иных упражнений детьми, заметить динамику развития).
Обозначу возможности в оказании помощи по организации занятий с детьми в домашних условиях:
– Консультация по организации развивающей предметно-пространственной среды и рабочего места;
– Составление программы занятий, виды материалов для упражнений;
– Разработка формы отслеживания результатов.
Особенности проведения занятий с детьми-инвалидами
Предлагаю вашему вниманию статью: Особенности проведения занятий с детьми-инвалидами. Эта статья будет интересна педагогам, которые занимаются с детьми с ограниченными возможностями.
Специфика работы с детьми-инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей. Не все дети с ограниченными возможностями здоровья могут посещать школу. Круг общения их сужен и замкнут. И только педагоги дополнительного образования позволяют реализовать имеющиеся у них потенциальные возможности.
В работе с детьми-инвалидами используются различные формы занятий:
- Индивидуальные (на дому или в Доме детского творчества).
- Групповые (от 3 до 7 человек).
- Занятия в группах совместно со здоровыми детьми.
Индивидуальная работа с каждым – это одна из особенностей занятий с детьми-инвалидами. В ходе занятий педагогу необходимо учитывать уровень интересов, склонностей того или иного ребенка, его возможности. Конкретно для каждого ребенка с учетом его заболевания необходимо разрабатывать адаптированную программу.
Отличительной чертой занятий является гибкость, чувствительность к сбоям. Структура, методика проведения, даже содержание занятия может измениться в зависимости от:
- состояния здоровья ребенка;
- его настроения;
- непредвиденных семейных ситуаций.
Во время проведения занятий с детьми-инвалидами необходимо соблюдаются следующие условия:
- замедленный в отличие от здоровых детей темп обучения;
- оптимальное привлечение детей к предметно-практической деятельности;
- опора на наиболее развитые положительные качества ребенка;
- дифференцированное руководство деятельностью детей и корректирование их действий.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев», – писал В.А. Сухомлинский. Не случайно третья часть всех обучающихся в Доме творчества детей с ограниченными возможностями здоровья, занимаются декоративно-прикладным искусством. Это помогает развитию моторики рук, расширяет кругозор, углубляет понимание искусства, учит наслаждаться им. Рассмотрим особенности проведения занятия с детьми-инвалидами.
Особенности проведения занятия с детьми-инвалидами
Прежде чем приступить к работе, ребенок выбирает наиболее понравившиеся ему задание. Вместе с педагогом представляют, как выглядят изделия, как их можно использовать в быту. Затем делают несколько эскизов, выбирают наиболее удачный, и только после этого приступают к работе. Вначале занятия, необходимо провести разминку и разогрев пальчиков детей, так как у многих детей плохо работают руки, наблюдается непроизвольное дрожание пальцев.
Подготовка к учебному занятию по предложенному алгоритму и написание плана-конспекта, без сомнения способствует успешности проведения занятия, его эффективности и результативности. Каждая встреча ребенка и педагога – это своеобразный урок жизни, урок доброты.
Занятия с детьми-инвалидами в отличие от занятий с обычными детьми более социализованы, в них много отступлений, связанных с жизнью, окружающей средой, обществом. Педагог, который работает с такими детьми, должен чутко реагировать на все события, волнующие ребенка, семью. Обучая детей, педагог сам учится у них силе воли, состраданию, переосмысливает свои жизненные позиции.
Если в процессе обучения и воспитания педагог применяет эффективные педагогические и коррекционные приемы, то нарушения в значительной степени компенсируются. Но самое главное, повышается степень свободы ребенка по отношению к окружающему миру, растет его оптимизм, вера в свои силы, происходит его адаптация в обществе.
Автор: Гризовских Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества Тагилстроевского района ( МБУ ДО ТДДТ), г. Нижний Тагил.
Особенности работы с детьми-инвалидами
Зоя Анатольевна Коноводова
Особенности работы с детьми-инвалидами
Особенности работы с детьми-инвалидами
В отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями находятся дети разных возрастов: от дошкольного до старшего школьного. С такими детьми необходимо проводить занятия индивидуально, учитывая их психофизические возможности (воображение, переключаемость внимания, физическое развитие и т. д.) и коллективно – для формирования чувства ответственности за младшего, чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи, развитию умений работать в группе сообща и т. д.
В большинстве случаев дети с небольшими нарушениями имеют трудности в контактах с другими детьми. Опрос родителей таких детей выявил наличие трудностей и во внутрисемейном общении.
Дети с ограниченными возможностями, как правило, не могут долго продолжать одну и туже деятельность, не могут принимать участие во всех процессах группового обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий, поэтому они требуют индивидуальной воспитательной работы и специального отношения. Для этих детей в отделении реабилитации проводятся различные мероприятия, включающие в себя подготовительную, коррекционную и социально-адаптационную работу. Воспитание и обучение охватывает специальные педагогические, культурно-гигиенические и индивидуальные обще развивающие занятия, которые направлены на перспективное развитие ребенка, либо на изменения в развитии.
Для этого проводятся следующие мероприятия:
• Тесный контакт с группой детей, не имеющих ограничений
• Использование общественных площадок для игр
• Участие в культурных мероприятиях
Это способствует : во-первых, активизации речи и расширения коммуникативных навыков ребенка; во-вторых, способствует удовлетворению некоторых потребностей ребенка – организменных и социальных (взаимодействия в группе).
В связи с неорганизованностью детей, импульсивностью, неумением внимательно выслушивать инструкцию, необходимо систематическое обучение под руководством педагога по принципу «делай как я». Развитию самостоятельности детей способствует постепенное сокращение «доз помощи»: от показа нужного приема работы до повторной инструкции. Привлечь внимание и вызвать интерес к выполняемой работе можно через выставки (если есть возможность, провести экскурсию).
Вся эта работа способствует развитию у ребенка эстетических чувств, умения понимать и ценить прекрасное. Ведь каждый ребенок должен иметь возможность получать необходимые знания, умения и навыки. Педагогическая цель занятий в группе состоит в том, чтобы помочь ребенку максимально самоутвердиться (развить свои способности, насколько позволят его возможности, исходя из структуры дефекта.
Выставка детских работ в технике торцевания Поделки выполнены в технике торцевания из гофрированной бумаги. на одну из таких поделок затрачивается.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.
Источники:
http://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/04/28/organizatsiya-zanyatiy-s-detmi-invalidami-v
http://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/9052-osobennosti-provedeniya-zanyatiy-s-detmi-invalidami.html
http://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-raboty-s-detmi-invalidami.html