Роспись подсвечника в технике заливной витраж.
Витражная роспись, материалы и всё необходимое
Здравствуйте, дорогие пикабушники!
Этот, давно обещанный мною, пост посвящен витражной росписи и всем необходимым для этого материалам и инструментам. А чтобы было не совсем скучно, продемонстрирую некоторые свои работы, которые еще не постила, и параллельно расскажу как расписывала вот эту вазу в стиле Тиффани:
Напомню, витражная роспись – это имитация классического витража с помощью специальных красок. Также этот вид творчества иногда называют заливным витражом, а в промышленном масштабе существуют даже специальные станки по выполнению контуров и заливке краски. Но мы, конечно, рассмотрим ручной вариант.
Итак, чтобы заниматься витражной росписью необходимы краски двух видов: контуры по стеклу и непосредственно витражные краски. Все они в свою очередь бывают на водной основе (требуют обжиг) и на сольвентовой (не требуют обжига). Первые не токсичны и позволяют быстро высушить изделие в духовке – это однозначно плюсы. Вторые высыхают сами, хоть и дольше, и не требуют мороки с духовкой. Но такие витражные краски токсичны и имеют довольно резкий запах растворителя, поэтому желательно с ними работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Я пользуюсь красками на сольвентовой основе, мне так удобней и привычней.
Остановимся подробней на контурах.
Контуры по стеклу – это густые краски в тюбиках с тонкими носиками. Как понятно из названия, они необходимы для создания контуров, имитирующих пайку отельных стеклышек в классическом витраже, и необходимы для разделения красок разных цветов. На стекло они кладутся объемной колбаской. Также контуры по стеклу идеально подходят для точечной росписи, о которой я тоже писала ранее.
Многие начинающие мастера задаются вопросом, материалам какой фирмы отдать предпочтение. Признаюсь, для меня этот выбор тоже не был простым, так как у всех мастеров свои предпочтения и то, что нравится одним, может не понравиться мне. Но в итоге я перепробовала несколько вариантов и подобрала для себя оптимальные контуры. Расскажу о характеристиках контуров таких фирм: Decola, Таир, Pebeo, Lefranc&Bourgeois, Hobby Line.
Декола и Таир – это контуры отечественного производства, но они по своим свойствам очень отличаются. Деколовские довольно жидкие, на стекле немного растекаются и при высыхании оседают, что делает контур не очень выпуклым. Кроме того, идеальных линий получить практически невозможно, потому что в этих контурах постоянно попадаются пузырьки воздуха, что видно на фото (самая верхняя зеленая линия). Поэтому именно для витражной росписи я их не использую, а вот для точечной очень даже часто. К примеру вот эти бокалы я расписывала именно Деколовскими контурами:
Таировские контуры наоборот одни из самых густых. У них очень широкая цветовая гамма и качество на высоком уровне. Единственный минус для меня – это недостаточная сцепляемость с поверхностью в процессе нанесения. Это вызвано именно тем, что они густые. Напомню, что когда наносишь контур, его носик должен быть навесу и контур должен как бы тянуться и опадать на стекло. Так вот, когда тянешь линию Таиром, контур не опадает сразу, а как бы слишком долго тянется по воздуху за носиком. Из-за этого часто приходится держать носик тюбика вплотную к стеклу, а это усложняет нанесение ровных линий. Чуть дрогнула рука и всё, линия испорчена. Можно приноровиться, конечно, но меня это до сих пор иногда напрягает.
Контуры Pebeo, французского производства, в принципе меня пока устраивают. Конечно, с ними тоже иногда бывают казусы с теми же пузырьками, но в общем они одни из лучших. Хорошо тянутся, идеальная консистенция, плотные красивые цвета. Пожалуй у этих контуров два минуса – это не очень богатая цветовая гамма и относительно высокая цена.
Контуры Lefranc&Bourgeois долгое время были у меня единственными. Именно с них я и начинала. Тоже произведены во Франции, качество очень хорошее. По своим характеристикам они практически такие же как и Pebeo, но мне почему-то роднее и милее. Думаю, как раз из-за того, что были у меня первыми. Большинство моих работ выполнены именно Лефранками. Сейчас их многие ругают, что качество уже не то, но я стала искать им альтернативу по другой причине. В России их довольно сложно находить. Нужно заказывать заранее, потом долго ждать, еще и цены не стабильные. А ведь бывает так, что краска нужна срочно и приходится идти в художественный магазин и брать то, что есть.
И последняя марка – это Hobby Line C.Kreul. Ко мне он попал случайно, потому что мне был нужен именно голубой контур и никаких других марок в наличии не было. Именно такой контур для витражной росписи не подходит – носик слишком толстый, а сам контур жидковат, и если носик можно в принципе поменять, то линии всё равно расплываются. Потом оказалось, что есть еще другие контуры этой марки, но мне их попробовать пока не довелось. А так, я использовала этот контур тоже в точечной росписи, а именно в этих бокальчиках:
Теперь вернемся к вазе, процесс создания которой я обещала продемонстрировать.
Витражная роспись любого стеклянного изделия начинается с обработки стекла, а именно с тщательного его обезжиривания. Вторым этапом как раз и является нанесение контура. В этот раз я, как и обычно, использовала контур Lefranc&Bourgeois. Форма моей вазы очень усложняла работу. Приходилось делать и приклеивать бумажные трафареты и всё равно выходило не очень аккуратно.
Особенно я намучилась с параллельными кругами на самом узком участке вазы. Во-первых, само место не очень удобное, а во-вторых, они никак не хотели быть параллельными.
Были даже мысли плюнуть и забросить это дело, но потихоньку я всё же осилила контур. Не идеально, но на то это и ручная работа. Вот, что в итоге вышло:
Контуры высыхают быстрей, чем витражные краски. Схватываются за час-два, а полностью сохнут примерно за 12 часов-сутки.
Второй этап работы – это заливка витражной краски. Остановимся на красках подробней.
Витражные краски – это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража. Я использую в работе краски трёх фирм: Lefranc&Bourgeois, Pebeo, а также краски фирмы Marabu (производство Германия).
Лефранки меня всегда устраивали, единственный их минус – это большой объем и свойство постепенно загустевать. То есть, если рисую не очень часто, то есть вероятность, что будут засыхать в баночках. Но большая цветовая гамма, чудесные яркие оттенки, однородность и оптимальная консистенция конечно же перекрывает эти недостатки. К сожалению, их так же как и контуры этой фирмы, сложно найти в России.
Краски Pebeo и Marabu по своим свойствам очень похожи друг на друга. Они даже пахнут почти одинаково. По консистенции более жидкие, чем Лефранки, за счет этого в процессе заливки чаще образовываются пузырьки, которые нужно убирать кисточкий или иголкой. Но зато они в разы медленней загустевают в баночках. Цвета яркие и красивые. По объему Marabu самые маленькие, что лично для меня удобней всего. Стоимость их в принципе соизмерима, так как они все хорошего качества.
Все эти витражные краски славятся своей высокой прозрачностью и однородностью, что как раз и является показателем качества. На фото примеры красок: зеленая – Лефранк, голубая – Pebeo, желтая – Marabu
Витражные краски наносятся на стекло круглыми кистями, которые должны быть жесткими и желательно синтетическими. Во-первых, натуральные кисти мягче, а во-вторых, из них часто выпадают щетинки и портят покрытие. Я пользуюсь кистями трёх диаметров. Вот мои видавшие виды кисточки:
Свою вазу я в основном красила средней кистью. Устанавливала вазу горизонтально, заливала участки, которые оказывались сверху и ждала пока они подсыхали. Следила, чтобы краска не растекалась и не скапливалась в уголках участков. После схватывания краски немного поворачивала вазу вокруг ее оси и заливала соседние участки, которые после вращения оказывались самыми верхними. Краска схватывается примерно за час, перестает браться через 8-10 часов и высыхает полностью через пару суток. Поэтому процесс покраски был долгий и растянулся на несколько дней. Вот результат:
Последним и завершающим этапом работы является лакировка. Но нужна она только если изделие будет активно использоваться, часто мыться. К примеру, если это посуда или какая-нибудь стеклянная шкатулка, которую постоянно берут в руки. В случае с вазой этот этап не обязателен, так как она будет просто частью интерьера.
Я пользуюсь стекловидным лаком Maimeri Idea Decoupage и плоскими кистями разных размеров. Этот лак после высыхания становится абсолютно прозрачным, но не таким твердым как стекло, а эластичным, поэтому подходит и для кожи. При нанесении лака часто образуются мелкие пузырьки и это еще одна причина не использовать его без особой надобности.
Вот, пожалуй, и всё, что касается основных материалов и инструментов для росписи по стеклу. Конечно, есть еще масса дополнительных материалов – структурные пасты и гели, медиумы, краски с различными эффектами, глиттеры и прочее многообразие. Но с этим всем лучше знакомиться постепенно.
Роспись подсвечников своими руками
Как можно декорировать подсвечник из стекла, используя технику росписи: мастер-класс с фото
Ещё одна сфера применения мастерства росписи по стеклу – декорирование подсвечников, которые можно использовать как для плавающих свечей, так и для украшения праздничного стола. Чтобы расписывать такие предметы декора, можно приобрести уже готовые стеклянные подставки для свечки, а можно превратить в подсвечник небольшую вазу или розетку для варенья.
Роспись по стеклу: подсвечник для праздничного стола
Этот несложный в изготовлении подсвечник станет настоящим украшением праздничного стола. В сочетании с белой или золотой свечой он будет выглядеть очень эффектно. Узор, который вы изобразите на данном изделии, вы сможете использовать и на других предметах сервировки, будь то столовые приборы или кольца для салфеток.
Для витражной росписи подсвечников вам потребуются:
- Стеклянный подсвечник
- Прозрачная витражная краска для стекла (красная)
- Аутлайнер (золотой)
- Большая кисть
- Свеча
- Уайт-спирит или вода
Мастер-класс по росписи подсвечник для праздничного стола:
С помощью аутлайнера можно украсить изделие любым декоративным узором. В данном случае выпуклые части подсвечника подчеркнуты золотыми линиями.
Одинокий подсвечник обычно выглядит сиротливо, поэтому можно выполнить роспись нескольких стеклянных подсвечников. Они не обязательно должны быть одинаковыми по форме и размеру: общий узор объединит их. При этом фон может быть абсолютно разным.
Роспись плоского подсвечника
Этот красочный плоский подсвечник когда-то был стеклянной вазочкой для десерта: немного фантазии, несколько простых приемов декорирования — и она преобразилась до неузнаваемости!
Для росписи подсвечника витражными красками вам потребуются:
- Стеклянная вазочка для десерта
- Малярная лента
- Ножницы или нож для бумаги
- Разделочная доска
- Фломастер
- Круглый трафарет или монета
- Прозрачная витражная краска для стекла (красная)
- Аутлайнер (золотой и черный)
- Большая кисть
- Свеча
Мастер-класс по росписи подсвечников для начинающих художников:
-
Тщательно вымойте и высушите вазочку.
Чтобы воспроизвести представленный на фото узор, сначала оформите маленькие круги. В центре каждого из них поставьте точку черным аутлайнером, а золотым изобразите по окружности лучики. Большие круги украсьте золотыми спиралями внутри и черными точками по окружности.
Когда вы убедитесь, что работа по росписи подсвечника закончена, завершите преобразование вазочки, поместив в нее маленькую свечку. Помните, что такой подсвечник лучше держать на жаропрочной подставке и ни в коем случае не оставлять открытый огонь без присмотра, особенно в детской комнате.
Роспись подсвечника витражными красками: нанесение рисунка-абстракци
С помощью красок для стекла и кристаллического геля вы создадите эффектные чаши для плавающих свечей. В них также можно положить фрукты или использовать как самостоятельные элементы декора. Если вы решите покрыть чашу обычной краской для стекла, не расписывайте ее изнутри: обработанные таким образом предметы выдерживают только очень легкое мытье в холодной воде.
Для росписи подсвечника своими руками вам потребуются:
- Широкая стеклянная чаша
- Малярная лента
- Витражная краска для стекла (синяя и фиолетовая)
- Кристаллический гель (переливчато-желтый)
- Нож и разделочная доска
- Большая кисть
- Уайт-спирит или вода
Порядок выполнения работы по росписи подсвечника витражными красками путем нанесения рисунка-абстракци:
- Тщательно вымойте и высушите чашу. Переверните ее и разделите дно с помощью фломастера и линейки на восемь равных частей: сначала проведите две прямые линии с углом пересечения 90°, затем добавьте между ними еще две, следя за тем, чтобы они прошли через центр. Линии указывают, где надо будет приклеить полоски клейкой ленты, чтобы создать рисунок.
- Наклейте отрезок малярной ленты на разделочную доску и разрежьте ее по длине на две равные полоски. Это заготовки для формирования узких участков не закрашенной поверхности. Сделав четыре полоски, наклейте их на дно чаши, — следуя разметке, через одну линию.
- Наклейте широкие (неразрезанные) полоски ленты между узкими. По каждой из них проведите с нажимом пальцами, чтобы убедиться, что лента хорошо приклеилась, и краска под нее не подтечет. С помощью ножа подравняйте полоски вокруг донышка: сначала сделайте на ленте пометки, а затем срежьте излишек.
Когда чаша окончательно высохнет, наполните ее водой и опустите в нее несколько плавающих свечей. Подобная композиция украсит стол и придаст оттенок романтики как традиционному ужину в гостиной, так и вечерней трапезе на свежем воздухе.
Витраж в домашних условиях своими руками: роспись по стеклу и наливная техника
Витражи – великолепное декоративное решение для любого интерьера. Несмотря на то, что история витражей насчитывает не одну сотню лет и их смело можно причислить к классике, они необычайно органично вписываются в любой современный дизайн. Разнообразие сочетаний, расцветок, сюжетов бесконечно и определяется только фантазией создателя.
Витражи, изготовленные по классической старой технологии, изделия очень ценные и дорогие. Кроме того они достаточно массивны и хорошо смотрятся только в больших просторных помещениях, лучше с высокими потолками.
Но существует замечательная альтернатива – витражные имитации, которые можно изготовить в домашних условиях своими руками. Они менее массивны, ими можно задекорировать практически любую стеклянную поверхность, даже выгнутую.
Самой популярной и простой в исполнении разновидностью витражной имитации являются витражи, выполненные с помощью красок.
Краски для витражей
Существуют специальные краски, предназначенные именно для выполнения работ по стеклу. Некоторые из них рассчитаны на последующий обжиг изделия, а некоторые нет. Обжигать или не обжигать? Ответ на этот вопрос зависит от предназначения изделия, условий его последующей эксплуатации, а так же от технических возможностей (и обжег бы, да печки нет).
Хороший производитель обязательно снабдит тюбики с краской дозаторами, с помощью которых удобно будет их наносить.
Существуют кроме того специальные контуры для витражей. Это краска очень густой консистенции, которая наносится по границам отдельных частей витража и имитирует свинцовые швы.
Посмотрите видео о росписи стекла в витражной технике своими руками
Технология росписи витража
— Как основу можно использовать не только стекло, но и плитку, и пластик.
Прежде всего, необходимо обезжирить поверхность основы, чтобы сцепление было максимальным. Делается это спиртом или моющим средством.
— Подготовленный эскиз будущего витража подкладывается прямо под стекло.
— Первым делом наносят контуры – сначала черным маркером для большей четкости, а потом краской (кисточной, шприцем, иглой или зубочисткой) и оставляют витраж подсохнуть. Для контуров можно использовать лак или эпоксидную смолу.
— Теперь пространство между границами раскрашивают с помощью кисти густым слоем витражных краскок и снова подсушивают. Начинать красить нужно с несмежных между собой фрагментов, так проще корректировать возможные огрехи покраски.
Так же можно использовать трафаретную технику, вырезая в плотной бумаге необходимый фрагмент, прикладывая его к витражу и раскрашивая кистью или распылителем.
— После того, как витраж совсем высохнет, можно будет отделить его от основы и задекорировать какую-нибудь другую поверхность. Полностью высыхает витраж через несколько суток, обычно эта информация указана на коробке красок.
— Готовый витраж можно покрыть лаком. Используют для этого широкую кисть или распылитель. Лак будет сохнуть около недели, лучше всего витраж на это время поместить в чистое и сухое место с хорошей вентиляцией и не трогать его.
Так создается витраж в технике росписи красками.
Существует кроме того еще наливная техника.
Наливной витраж
— Начальные этапы такие же, как и в технике росписи. Выбирается и прорисовывается в натуральную величину эскиз, подготавливается и обезжиривается стекло-основа.
— Контуры витража, изготавливаемого по технологии заливки, должны быть выпуклыми и замкнутыми, чтобы краска не разливалась. Для этого используют специальную контурную краску с удобным дозатором или смешивают с клеем тушь, добавляя для металлического цвета серебряную или свинцовую пудру.
— Контуру обязательно нужно дать высохнуть, для этого потребуется около 3 часов.
— Теперь фрагменты витража густо заливаются витражной краской. Размазывать краску не нужно, она должна стечь сама. Очень важно производить всю работу на ровной горизонтальной поверхности, чтобы она не стекала. Нужно внимательно следить за возможным появлением пузырьков и тотчас же их устранять.
— Витраж снова необходимо подсушить.
— Теперь повторно прорисовывают контуры, опять высушивают.
— Готовый витраж покрывают несколькими слоями прозрачного нитролака для защиты и закрепления.
— Осталось только вставить в рамку и повесить на стену.
Вот так, довольно просто, можно в домашних условиях своими собственными руками создать произведение искусства.
Источники:
http://pikabu.ru/story/vitrazhnaya_rospis_materialyi_i_vsyo_neobkhodimoe_4206760
http://nastroike.com/dom-i-dacha/521-vitrazh-v-domashnikh-usloviyakh-svoimi-rukami-rospis-po-steklu-i-nalivnaya-tekhnika