Технология изготовления аппликации из соломки

Технология аппликации из соломки

ЛЕКЦИЯ №4

Первичная обработка соломки.

1. Очистку производят ножницами: отрезают трубочки от междоузлий, раскладывая трубочки на столе. Все стебли сортируют по сортам. Одновременно с отрезанием коленцев снимают листья.

Соломенные трубочки связывают в пучки по сортам, упаковывают в бумагу или пакет для хранения.

2. Варка.Чтобы сделать соломку эластичной и мягкой, ее нужно проварить несколько раз до тез пор, пока вода не станет светлой, а на стенках посуды, в которой производилась варка, не образуется жировое кольцо темно-коричневого цвета.

Далее соломку либо просушивают, либо сразу обрабатывают(соломенные ленты)

3. Крашение Соломка восприимчива к крашению

А) окрашивание прокаливанием (утюг, духовка, плитка)

Б) окраска анилиновыми красителями (разводят по инструкции. Мокрую соломку погружают в краситель, кипятят 1 час. Промывают в уксусном растворе (10-15 мин), полощут в холодной воде.

В) растительными красителями (растительное сырье вымачивают 12-36 часов, вываривают, процеживают. В красильном растворе кипятят соломку 15-60 мин, полощут в уксусном растворе

4. Отбеливание соломки

1. Р-р гидроперита 18 табл на 3 литра воды – 1 час на медленном огне

2. Р-р нашатыря и перекиси водорода 1 л воды, 150 г.15% перекиси водрода, 20 г. Нашатырного спирта. Полностью погрузить соломку, выдрать 45-50 мин, промыть.

Можно отбеливать бытовыми отбеливателями.

Отбеленная соломка приобретает равномерную окраску, повышается ее мягкость, легче и ровнее ложится краска

5. Изготовление соломенных лент

Соломку увлажняют или продувают, расщепляют вдоль стебля движением ножа от себя, осторожно раскрывают и проглаживают (при необходимости, раскрыв стебель соломы, счищают часть его внутренней мякоти с целью достижения тонкости, гладкости, эластичности соломенной лентой. Счищают ножом косяком, располагая его под углом к плоскости стола, проводя им от себя)

Ленты получают двумя способами:

а) холодный – когда проглаживание производят кольцами ножниц или другим аналогичным предметом

б) горячий, когда проглаживают горячим утюгом, положив соломину на стопку газет.

Качественно обработанный материал скручивается в широкую неплотную спираль вдоль направления волокон соломки.

1. Аппликация из соломки как вид декоративно-прикладного искусства.

2. Технология аппликации из соломки.

I. Аппликация рассматривается как наиболее простой и доступный способ создания творческого художественного изделия с помощью природного материала (соломы) (рис. 1). Сходство с аппликацией имеет и инкрустация. Она предусматривает закладывание украшающего материала в гнёзда, в результате чего получается единая ровная поверхность. Но соломка приклеена и лежит на поверхности, и в этом – сходство инкрустации с аппликацией.

Аппликация из соломки необычайно привлекает, отливает золотом и перламутром. Этому способствует глянцевая поверхность и длина волокон соломки. Волокна своеобразно отражают свет в определённом положении. Аппликация, сложенная из форм, которые находятся под разными углами к свету, создает впечатление блеска золота. При выполнении аппликации возможно использование соломки из проса, ржи, риса, ячменя, пшеницы, овса и даже диких растений: тимофеевки, лютика, пырея, мятлика и др.

Важным этапом аппликации является подготовка заготовленной соломки. Соломенные ленты получают горячим и холодным способами.

По горячему способу на стопку газет кладут цельные соломины и ставят на них горячий утюг (рис.2). В результате получаются плотные соломенные ленты. Такие ленты используются в выпуклой, рельефной аппликации. Если перед проутюживанием соломины подержать в воде с температурой 60º-80ºС и разрезать острым ножом (ножницами), раскрыть на две половинки, а потом проутюжить горячим утюгом, ленты становятся более эластичными и широкими.

Холодный способ отличается большей простотой. Здесь разрезанные вдоль соломины раскрывают на две стороны и проглаживают кольцами ножниц, плотно прижимая их. Полученные таким образом соломенные ленты имеют большую эластичность и блеск, чем при горячей обработке.

Натуральный цвет соломы бывает жёлтого, зеленоватого, сероватого, сиреневого и других оттенков. Однако часто требуются соломенные ленты других цветов. В таком случае солому распаривают в горячей воде с одновременным отбеливанием или окрашиванием.

Коричневые и тёмно-коричневые оттенки получают в результате продолжительной выдержки соломенных лент под горячим утюгом. В этом случае на стопку газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг. Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и времени выдержки под ним этих лент в духовом шкафу, муфельной печи или на электрической плите. Здесь есть возможность поворачивать ленты так, чтобы достичь нужного оттенка различных элементов будущего рисунка.

Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаёт ей золотисто-жёлтый оттенок. Чтобы получить материал ярких цветов, используют анилиновые красители (инструкция по их использованию указана на упаковках). Для придания необходимых оттенков рисунку используют цветные лаки и морилку (бейц).

Наиболее простым и доступным способом окрашивания соломенных лент является использование натуральных красителей. Например, кипячение в воде с добавлением шелухи лука усиливает жёлтый цвет соломки. При окраске необходимо добавлять в водный раствор питьевую соду. В природе много натуральных красителей, которые используют в аппликации из соломки:

Чистотел – красный, жёлтый цвет;

Боярышник – кроваво-красный, красно-коричневый;

Кизил (листья и кора) – жёлтый цвет;

Кора ольхи и её шишечки – жёлтый, красный, чёрный;

Кора дуба – жёлтый;

Кровохлёбка – серый, красный;

Листья и корни щавеля – жёлтый и чёрный оттенок;

Крушина (кора) – жёлтый и коричневый;

Крушина (плоды) – зелёный, фиолетовый;

Можжевельник (ветки) – коричневый, красный;

Толокнянка (листья) – серый, чёрный оттенок;

Черника (листья) – коричневый, жёлтый;

Огуречная трава (листья) – синий;

Душица – оранжево-красный оттенок;

Василёк – синий цвет.

На предприятиях художественно-оформительного направления работы по тепловой подготовке материалов выполняет отпарщик-прессовщик.

1. Работать с исправным утюгом.

2. Не прикасаться руками к горячим частям утюга, электроплиты.

3. Не оставлять утюг и плиту включёнными после окончания работы.

4. Опускать соломенные ленты в красящий раствор и доставать их из раствора специальными щипцами.

5. Не наклоняться низко над разогретым утюгом и красящим раствором.

1. Нередко считается, что термины «аппликация» и «инкрустация» – это одно и то же, хотя между ними есть различие. Чтобы его подчеркнуть, оттенить, наши далёкие предки определили, что инкрустацией следует называть нанесение узора из соломки на древесину, а аппликацией – на ткань и бумагу. Технологию аппликации и инкрустации в Республике Беларусь в настоящее время изучают в Бобруйском, Гомельском и Кобринском профессионально-технических училищах художественного направления, а также на факультете технологии Мозырского государственного педагогического университета.

2. Происхождение терминов: “рельеф” в переводе с французского – выпуклое изображение.

II. Красота будущего изделия с аппликацией зависит от правильности выбора фона, на котором её выполняют. Цвет фона может быть чёрным, тёмно-вишнёвым, тёмно-зелёным, коричневым. В качестве материала обычно используют доску, фанеру, картон, бархатную бумагу. Часто для фона применяют ткань тёмного цвета, натянутую на твёрдую основу. Цвет фона зависит от окраски соломенных лент.

При выполнении аппликации из соломки пользуются канцелярским, ПВА, казеиновым клеями. Другие виды клея искажают материал фона.

Важным этапом в технологии аппликации из соломки является выполнение рисунка будущего изделия. При этом необходимо учитывать, что композиция может быть предметной, сюжетной и декоративной.

После выполнения рисунка на него наносятся линии (карандашом), около которых клеят соломинки (рис. 3). От направления их наклеивания зависит внешний вид будущей творческой работы. Далее выполняют перевод рисунка на фон. На обратную сторону рисунка белым карандашом или сухим мылом наносят сплошной штрих. Заштрихованной стороной кладут рисунок на фон и по всем линиям проводят карандашом. Линии переведенного рисунка на фоне будут иметь белый цвет. Если фон светлого цвета, то штриховку с обратной стороны наносят карандашом тёмного цвета.

На последнем этапе соломенные ленты в зависимости от их оттенка наклеивают на бумагу, плотно подгоняя одну к другой. Из полученного соломенного полотна кроят необходимую форму (рис. 4).

Существует и другой способ наклеивания соломенных лент. При этом способе ленты режут на отрезки необходимых размеров. Затем вырезают из рисунка изображение, например, лист разрезают по центральной жилке на две части. Одну из них промазывают клеем и переносят на сухую чистую бумагу. Потом на нее плотно накладывают отрезки соломенных лент, которые должны быть чуть больше, чем части листа (рис. 5). Наклейку кладут под груз и после высыхания обрезают ножницами, острым ножом или скальпелем солому по краю изображения.

Читать еще:  Холодный фарфор - поделки

Подготовленные таким образом изображения промазывают с обратной стороны клеем, накладывают на фон и снова просушивают под грузом.

Видимость объёмности будущего изделия достигают сгибанием и поднятием над фоном отдельных элементов из соломки, а также её цветом.

В аппликации соломкой допускают тонирование небольших деталей и орнаментов выжиганием. Обычно для большей привлекательности и прочности готовое изделие покрывают лаком.

Для получения оригинальных изображений возможно использование круглой соломы. В этом случае её нарезают около намеченного рисунка под прямым или острым углом.

Технология изготовления аппликации из соломки

Аппликация из соломки – способ декорирования изделий, при котором элементы рисунка, вырезанные из соломки, закрепляются на поверхности изделия клеевым методом.

Выбор эскиза. Данная техника позволяет использовать самые разнообразные виды орнаментов и приемы декорирования.

Основные виды композиций, которые выполняют в технике аппликации это:

По своему идейному замыслу и художественному решению последние часто выходят за пределы орнаментального искусства, превращаясь в своеобразную «живопись» средствами соломенных стеблей. Элементы изображения могут быть более или менее натуралистичными по своему художественному решению, но не следует копировать природные формы. Излишняя детализация и натурализм могут погубить декоративные свойства материала. Один из главных принципов разработки композиции для аппликации соломкой – максимальная стилизация изображения. Используя технику аппликации, можно добиться реалистичности в изображении, но следует стремиться не к передаче информации, а к созданию образных ассоциаций.

Аппликация используется для декорирования панно, изделий бытового назначения, открыток, закладок и др. Чаще всего используются цветочно-травные мотивы в сочетании с изображениями птиц, зверей, насекомых. Эффектно выглядят изображения архитектурных ансамблей, пейзажей, натюрмортов,

При построении композиции используются приемы:

центричного расположения элементов,

симметричного расположения элементов,

свободного распределения элементов по полю.

В крупны композициях часто используется прием коврового заполнения, когда заполняется центр композиции, а по краю обрамляется орнаментальной полосой.

По содержанию аппликации делят на:

Успех аппликации зависит от того, в каком направлении наклеивается каждая деталь, поскольку направленные волокна соломки под разным углом по-разному отражают свет и создают восприятие разноотеночности деталей. Поэтому на эскизе на каждой детали параллельными штрихами размечают направление волокон соломы.

По характеру элементов различают аппликации:

Материалы для наклеивания.

Соломенные пластины. Чаще всего отдельные детали аппликации заготавливают (вырезают) из соломенных лент или соломенных настилов, полученных путем наклеивания соломенных лент встык на вспомогательный материал (чаще всего папиросная бумага или калька)

Соломенные трубочки, конец которых срезан под прямым или косым углам, а сами трубочки наклеены вдоль или поперек (торцом)

Объемные детали из соломки, полученные путем принудительного изгибания детали вдоль волокон или путем складывания, сгибания, склеивания по вытачке. В аппликации также могут быть использованы сложенные петли, бусины, кисточки и т.д.

Соломенная крошка, полученная путем мелкой стрижки узких соломенных полосок ножницами.

В качестве фона для аппликации используют дерево, картон, фанеру, холст, натянутый на раму или картон, текстильные материалы.

Фон должен быть плотным, обычно темного тона

Для достижения идеальной фоновой поверхности материал может быть подвергнут тонированию, шпаклеванию и шлифованию, лакированию.

Для наклеивания соломенных деталей используют клеи: ПВА, «Марс», «БФ», «Казеиновый», «Резиновый».

Технология аппликации:

1. Заготовка элементов.

а) на папиросную бумагу переносят эскиз, каждую деталь заклеивают отрезками соломенных лент, соблюдая расположение волокон. Сушат под прессом, вырезают детали, ориентируясь на разметку с изнаночной стороны.

б) соломенные ленты наклеивают на бумагу, плотно подгоняя друг к другу. Из полученного настила вырезают детали

в) вырезают из соломины части элементов, которые будут непосредственно наклеены на фон.

2. Тонирование деталей прокаливанием (при необходимости)

3. Если аппликация объемная, составные элементы наклеивают на бумагу, чтобы получить цельные формы.

4. Объемным деталям придают выпуклую или вогнутую форму путем изгибания их на округлых предметах, протягиванием вдоль волокон соломки.

5. Наклеивание на фон

А) плоские – по всей плоскости, клей наносят на деталь, не доходя до краев. Прижимают. Сушат под прессом.

Б) объемные детали приклеивают за 2-3 точки, самые близкие к фону.

6. Декорирование аппликации вспомогательными материалами (шнур, зернышки, колоски, листья)

7. Сушка под прессом (для плоских – тяжелый, равномерно прижимающий работу, для полуобъемной – элементы обкладывают ветошью на высоту выступающего объема, затем прижимают нетяжелым грузом.)

8. Лакирование (при необходимости)

Инкрустация – своеобразный способ декорирования поверхности, при котором элементы декора частично заглубляются в декорируемую поверхность и создают с ней единую плоскость.

Это бесклеевой способ выполнения композиции. Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то в применении к работе с соломкой это не совсем точно, т.к. инкрустация предполагает подготовку гнезда под заглубляемый элемент, но из-за малой толщины соломенной детали и своеобразного способа его фиксации на поверхности принято называть нанесение соломенного узора на дерево инкрустацией, а на бумагу, текстиль – аппликацией.

По технологии различают два способа инкрустации:

-инкрустация по грунту

– инкрустация по лаку.

Инкрустация по грунту. Для приготовления грунта в клеянке на водяной бане приготавливают состав: клей столярный – 400 г., вода – 500 г., анилиновй краситель – 8 г., глицерин – 40 г., мыльная стружка – 8 г.

Клей заливают холодной водой на 6-12 часов. Потом варят до размягчения. Добавляют краситель, глицерин, стружку, перемешивая 20-30 мин, доводят до кипения, но не кипятят.

Раствор должен быть вязким, но свободно стекать с кисти, образуя на поверхности дерева каплю. Готовый раствор фильтруют через мелкое сито или марлю. Наносят кистью или распылителем не более 2х раз. Каждый слой сушат 4-5 часов, первый шлифуют вдоль волокон мелкой шлифовальной шкуркой. Загрунтованная поверхность должна быть хорошо отшлифованной, гладкой и блестящей, сухой.

Закрепляя элементы, грунт под соломку увлажняют указательным пальцем, смоченным влажной губкой, тем самым размягчая его и давая возможность заглубить в размяченный грунт деталь из соломки. Скальпелем отрезают от соломенной ленты требуемой ширины детали необходимой конфигурации, притирают ее в подготовленном месте тупым концом ножа.

При инкрустации по лаку предварительно лак наносят кистью, тампоном или распылителем не менее двух раз вдоль и поперек волокон (НЦ 218, 221, 222, 228) Каждый слой хорошо просушивают. Под лак можно нанести морилку или смесь клея ПВА с гуашью, нитроэмаль. Соломенные детали наклеивают смесью нитролака и растворителя в соотношении 1:3. Кисточкой наносят каплю состава в предполагаемом месте размещения элемента, тем самым размягчая лаковый слой и делая его вязким, способным удерживать соломенную пластинку. Кисть и скальпель при этом держат в одной руке, меняя их положение по мере надобности. Соломенную пластинку требуемой конфигурации притирают рукояткой скальпеля в том месте, где размягчен лак.

Основные приемы работы

Разметка. Размечают основные линии рисунка при помощи циркуля и линейки, пользуясь тонкой иглой

Расщепление стебля. Соломину расщепляют, разглаживают в ленту, а затем разделяют вдоль на полоски требуемой ширины.

Инкрустируют, начиная с основного элемента (розетки), постепенно продвигаясь вправо, вверх, влево.

Основные мотивы инкрустации

Цепочки – узкие ленты, состоящие из однородных или повторяющихся геометрических элементов. Различают цепочки простые – состоящие из одинаковых элементов, сложные – состоящие из элементов различных, но повторяющихся в определенном ритме. Сложные цепочки обычно чуть шире.

Кайма – узор для украшения краев и боковых стенок изделий. Строится из комбинаций отдельных геометрических элементов, образующих основной узор (бывает простая и сложная)

Розета – условно изображенный раскрытый цветок из 5-8 лепестков. Розетами заполняют квадраты сеток, но они могут являться серединами узоров. Размечают розеты при помощи циркуля, ограничивая окружность краев лепестков и деля ее на равные части по количеству лепестков.

Читать еще:  Незабудки из бисера.

Сетки – плоскости, разделенные на ячейки различной формы узкими соломенными полосками или цепочкам, которые образуют раппортный характер орнамента и являются основой для разработки более сложных орнаментальных узоров. Для выполнения сеток тонкие полоски (1-3 мм) наклеивают сначала по горизонтали, затем – по вертикали, подрезая в местах пересечения.

Настилы – участки, полностью закрытые соломенными лентами, расположенными в различных направлениях

Растительные и зооморфные мотивы – стилизованные изображения растений и и з частей, а также животный и человека. В инкрустации они имеют стилизованную геометризированную форму.

Основные типы построения рисунка в инкрустации

А) раппортное построение – сетки из квадратов или ромбов заполняются элементами узора

Б) симметричное построение – расположение однотипных элементов относительно горизонтальной или вертикальной оси, когда узор повторяется с поворотом на 180 градусов.

В) орнаментальные ленты – состоят из одинаковых элементов, могут повторяться или чередоваться, могут располагаться по принципу убывания или нарастания ритма

Г) центричное построение – элементы узора располагают на одной прямой, но в разных направлениях от точки центра

Д) свободное распределение узора по всей поверхности. Используют в ассиметричных композиция, чаще сюжетного характера.

Соломоплетение представляет собой вид художественной обработки соломки, который заключается в образовании плоских и объемных форм путем переплетения соломин, постоянно наращиваемых в процессе работы, в определенном ритме.

Для подготовки соломки к плетению ее запаривают или замачивают. Если солома заготовлена недавно, достаточно выдержать ее в течении 5-30 мин в воде комнатной температуры. Заготовленную в предыдущие сезоны солому необходимо залить кипятком, накрыть плотной тканью или пленкой, прижать гнетом и выдержать до размягчения. Нельзя долго держать соломку в воде во избежание почернения. Запаривают всегда дневную норму соломки. Если после окончания работы остается мокрая соломка, ее необходимо просушить. Увлаженную соломку вынимают из ванны и заворачивают в ткань или пленку. Во время работы достают по одной. Во влажной среде необходимо хранить и отдельные детали или полуфабрикаты, временно отложенные и в будущем востребованные в работе.

Используют соломины из средней части стебля, т.к. они имеют равномерную толщину

Каждое следующее наращивание производят, когда предыдущий стык заплетен

Загибы краевых соломин в плоском плетении четко фиксируют под нужным углом и проглаживают большим пальцем

Плести необходимо плотно, т.к при высыхании плетенка ослабевает

Законченную плоскую или прямую плетенку до высыхания нужно прокатать деревянной скалкой, чтобы она стала ровной и плотной.

Существует 4 основные вида плетения:

Спиральное плетение выполняют из жгута соломы, формуемого при помощи конусной трубочки. Толщину жгута выбирают в зависимости от размера предмета. В процессе работы пучок соломки пропускают через конусную трубочку, меньший размер которой определяет его толщину. В процессе работы жгут постоянной наращивают. Жгут укладывают по спирали, соединяя с предыдущим витком. Для соединения используют текстильные или природные материалы: нити, шпагат, корни растений, лозовую ленту. Ими стягивают спираль жгута, одновременно соединяя обматываемый виток с предыдущим. Уплотнение жгута соединяющими материалами придает необходимую жесткость и устойчивость. Для проведения соединительных материалов используют иголку (когда работают ниткой) или кочедык , когда соединение выполняют природными материалами.

Прямое плетение – используется для изготовления плоских пластин. Выполняют из сплющенных или распластанных в ленту соломин. Существует два вида – шахматка (1 через один) и паркетик (через два, подвигая каждый ряд на один)

Плоские плетенки. Этот способ дает возможность получать прочные плоские плетеные ленты. Их можно сшивать, использовать для оформления предметов и игрушек. Ленты различают по ширине, рисунку, плотности. Внешний вид, прочность, жесткость или пластичность зависят от толщины и количества использованных соломин, способов их переплетения.

Каждая соломина имеет ограниченную длину. Для получения непрерывных длинных соломенных лент соломины нуждаются в непрерывном наращивании в процессе плетения

А) в срез оканчивающейся соломины вставляют конец другой, более тонкой

Б) концы соломин накладывают одни на другой на 2-2,5 см и дальше заплетают вместе.

В) Концы стеблей зацепить путем расзепления стеблей.

Основными видами плоских плетенок являются:

§ косички (от 3-5 соломин)

§ плетенки с осевыми (в 2-4 соломины)

§ рогожка (5-11 соломин)

Они представляют собой шнуры и отделочные детали различной формы. Их объемность достигается определенными способами переплетения и применением в процессе плетения каркасов из соломин, деревянных палочек, прутьев лозы или проволоки.

Основными видами объемных плетенок являются

§ Витые плетенки – объемные спирали равномерного или изменяющегося диаметрас внутренним каркасом или полые.

Панно из соломки: пошаговая инструкция и мастер-класс

Соломку издавна используют для изготовления полезных вещей (головных уборов, игрушек, украшений, аппликаций, панно, декоративных композиций для украшений дома).

Изготовление панно из соломки – очень красивый, но пока еще очень редкий вид рукоделия с детьми. И чаще всего это связано с тем, что многие не знают, как подготовить соломку для выполнения панно и композиций и как правильно выполнять работы из этого материала.

Из этой статьи Вы узнаете:

— из каких растений можно сделать соломку для изготовлений панно и аппликаций с детьми,

— как правильно подготовить солому к аппликации,

— технологию выполнений панно из соломки,

— как сделать панно из соломки «Осенний букет» с детьми.

Технология выполнения панно в технике аппликации из соломы

Панно из соломки: из каких растений можно сделать соломку

Соломой (соломкой) называют стебель злака, полый внутри.

Для изготовления панно и аппликаций можно использовать соломку любого злака: ржи, риса, пшеницы, проса, ячменя, овса, мятлика, тимофеевки и других. Из каждого растения получается соломка с разным рисунком и оттенком, поэтому мастерицы обычно заготавливают соломку разных растений для их сочетания в одном панно.

Заготавливают соломку после созревания растений во время сбора урожая, когда она становится золотистого оттенка.

Как правильно срезать соломку: срезают стебель в его нижней части ножницами или секатором. Стебель злаков разделен на междоузлия прочными перегородками, которые называются узлами. Именно междоузлия мы и используем для изготовления панно, а узлы с растения срезаем, они не пригодятся нам в изготовлении поделок. После срезки узлов со стебля снимаем лист. Можно срезать стебель целиком, или сразу же на поле разрезать его на части по узлам – так удобнее перевозить и хранить солому.

Какая часть стебля используется для изготовления панно из соломки: Для творческих детских работ используется средняя часть стебля злаков, так как верхняя часть стебля слишком тонкая и ломкая и поделки из нее были бы слишком трудоемки.

Какая соломка подходит и не подходит для изготовления панно. Собирают солому свежую и ровную на обочине поля, по которой не проходил комбайн. Смятая комбайном солома или подгнившая не подойдет для панно.

Как хранить соломку для аппликации. Нельзя хранить соломку в виде трубочек, так как она пересохнет, и детям будет сложнее с ней работать. Нужно подготовить ленты из соломы одним из способов, описанным в этой статье, и хранить их.

Когда начать обработку соломки после ее сбора? Горячую обработку соломки и ее превращение в соломенные ленты нужно сделать сразу же после ее сбора – чем раньше, тем лучше.

Как подготовить солому для изготовления панно и аппликации

После сбора соломки нужно ее подготовить для выполнения панно, то есть из трубочек нам нужно создать ленты плоской формы, из которых мы будем вырезать элементы.

Способы подготовки соломы к изготовлению панно в технике аппликации

Способ 1. Замачивание соломы в воде. Отбираем ровные круглые части стебля из междоузлий (узлы отрезаем, они нам не нужны) и кладем солому в таз или миску с горячей водой (60-80 градусов) для распаривания. Время распаривания примерно полтора – два часа.

Когда солома станет мягкой, разрезаем трубочку вдоль стебля и разглаживаем горячим утюгом на нескольких слоях бумаги (можно использовать сложенную газету). После этого соломку можно хранить и использовать позже в течение учебного года.

Читать еще:  Аппликация из бумаги и салфеток. Елочка лесная.

Этот способ позволяет получить более мягкие и эластичные, удобные для детских рук и аппликаций полосы соломки.

Если так получилось, что Вы пересушили соломку (обрабатываете ее спустя время после сбора), то мы распаривать ее по-другому. Кипятим солому в воде примерно 45 минут – 1 час. Выключаем плиту и держим ее в горячей воде. Вынимаем, делаем разрез вдоль стебля и проглаживаем утюгом через бумагу.

Способ 2. Проглаживание утюгом. Берем несколько слоев бумаги (можно использовать газеты), на них кладем соломинки. Проглаживаем их горячим утюгом. Получаем узкие плотные соломенные ленты. Они более жесткие и рельефные, чем полосы, полученные первым способом.

В зависимости от температуры утюга могут получиться разные оттенки.

Обработанные соломины разрезаем острым ножом или ножницами вдоль стебля.

Всю подготовку соломки к изготовлению аппликации и панно проводит взрослый. Дети получают уже готовые полосы соломы для работы.

Подготовленные полосы и панели – листы из соломенных полос можно хранить.

Как делать панно из соломки с маленькими детьми

Для маленьких детей (дошкольников или детей 1-2 класса) взрослый может заготовить не полосы соломки, а выдать детям уже готовые «соломенные листы» для аппликации.

Как подготовить лист соломы (панель из соломенных лент) для детской аппликации:

— берем лист бумаги (обычный альбомный лист) и клей ПВА.

— приклеиваем на этот лист полоски соломки (предварительно подготовленные) очень близко друг к другу, избегая просветов. Подбираем по цвету, чтобы один лист был одного оттенка.

— Далее этот лист бумаги проглаживаем утюгом и размещаем под пресс. В роли пресса может выступать стопка книг. Высушиваем лист под прессом.

Детям мы выдаем уже готовые такие золотистые листы – панели из соломенных лент — для изготовления панно из соломки. Они вырезают из них по шаблонам ножницами нужные элементы, как обычно их вырезают из цветной бумаги. И из элементов составляют панно, приклеивая их на основу с помощью клей ПВА. Такие необычные «листы соломки» для аппликаций очень нравятся детям и очень необычны для них. Попробуйте!

Детям постарше можно выдавать не листы, а полосы соломы, и они выполняют панно из соломки как взрослые, самостоятельно выполняя все этапы технологии, описанные ниже.

Какая нужна основа для выполнения панно из соломки

Полосы соломки готовы! Теперь нужно выбрать основу для нашего панно.

Основой для панно из соломки всегда берут бумагу или плотную ткань темного цвета. Например, это может быть черная бархатная бумага или плотный черный лен, фанера, замша или картон, проклеенный шпоном. Ткань для панно натягивают на подрамник или лист фанеры.

Мы подобрали основу, подготовили основу. Пора приступать к аппликации. Но сначала нужно сделать эскиз работы и узнать о тонкостях технологии, чтобы не допустить типичных ошибок и чтобы Ваше панно выглядело аккуратным и красивым.

Это важно: в панно из соломки можно «играть» ее рисунком, определяя в эскизе направление соломы в детали. Как мы будем клеить солому в листе или в серединке цветка, в его лепестках? Соломка будет расположена в данной детали вертикально, горизонтально или по диагонали? Если это важно для Вашего рисунка, то направление отмечается стрелкой на эскизе.

Типичные ошибки в изготовлении панно из соломки

Ошибка 1. Дети сразу клеят соломку на основу и получают неаккуратную работу.

Правильный вариант: сначала создать эскиз. И только после этого приклеивать выкроенные элементы на основу.

Главной ошибкой, которая приводит к неаккуратности работы, является выполнение панно клеем сразу на основе. Чтобы аппликация из соломки в ходе изготовления панно получилась аккуратной, сначала рисуют эскиз. Далее эскиз распечатывают на принтере или переводят на кальку. Элементы вырезают, получая шаблоны. Шаблоны раскладывают на соломке, вырезают. И только после этого наклеивают на основу панно по рисунку.

Ошибка 2. Дети нарушают технологию выполнения панно из соломки.

А) Если детали крупные.

Вырезаем шаблон детали по эскизу. Далее берем бумагу, на ней рисуем по шаблону нашу деталь. Переворачиваем бумагу на сторону без рисунка, и на нее накладываем полоски соломы рядом друг с другом. Следим, чтобы между ними не было просветов. Концы соломки выходят за края заготовки.

Далее переворачиваем нашу заготовку на изнанку – на ту сторону, на которой мы нарисовали контур детали. Вырезаем деталь. Линия будет ровной и аккуратной.

Б) Если детали мелкие.

Делаем заготовку прямоугольной формы из бумаги. На бумагу плотно друг к другу приклеиваем полоски соломки на клей ПВА так, чтобы просветов между ними не оставалось. Получилась заготовка для аппликации.

Далее переворачиваем бумагу на сторону без соломки. По шаблонам рисуем на ней наши детали и вырезаем их ножницами. Такую заготовку можно хранить и использовать для следующих поделок.

В) Маленькие дети должна получать уже готовые листы соломки для вырезания деталей.

Напоминаю, что маленькие дети (в возрасте примерно до 8-9 лет) не делают этот шаг, а получают от взрослого уже готовые листы соломы, из которых просто вырезают ножницами нужные элементы и приклеивают их по эскизу на фон.

Ошибка 3. Дети приклеивают детали панно канцелярским клеем.

Для аппликации в изготовлении панно из соломки используют клей ПВА. Ни в коем случае не нужно выполнять панно из соломки с помощью канцелярского клея, так как работа будет очень неаккуратной и прослужит недолго. Вас с ребенка будет ждать не радость, а разочарование.

Клея ПВА нужно наносить небольшое количество, чтобы он не выступил на основе панно и не оставались пятна.

Взрослые могут пользоваться при изготовлении панно из соломки клеем «Титан».

Ошибка 4. Дети приклеивают сначала мелкие детали, а затем крупные. В результате композиция может не уместиться на фоне.

Правильный вариант: приклеиваем на фон сначала основные, самые крупные детали. А затем вокруг них – мелкие детали по эскизу.

Изготовление панно из соломки с детьми

Это панно из соломки «Осенний букет» выполнено в технике аппликации. Его сделала Парастаева Дарья, 11 лет (Республика Башкортостан Стерлитамакский район с. Большой Куганак). Руководитель: педагог дополнительного образования Спевак Мария Викторовна.

Как сделать панно из соломки «Осенний букет» с детьми:

— Собрать и подготовить соломку.

— Соломку разрезать вдоль стебля, развернуть и прогладить ее горячим утюгом-

— Составить эскиз работы и перенести его на черную ткань.

— Приклеить подготовленную соломку на основу. Клеить нужно очень аккуратно, наносить его в небольших количествах, чтобы клей не потек и не размазался по фону.

Как можно окрасить соломку для изготовления панно

Иногда для изготовления сюжетных панно из соломки требуется солома определенного оттенка или цвета. Растительные красители дают очень мягкие, сдержанные оттенки.

Не рекомендуется окрашивать соломку анилиновыми красителями.

— Чтобы получить разные коричневатые оттенки соломки, нужно пользоваться утюгом. Чем дольше мы держим солому под утюгом, тем более темной получится цвет соломки.

— Чтобы соломка стала желто — золотистого оттенка, ее кипятят в воде с содой (1 чайная ложка соды на 1 литр воды).

— Красноватый цвет соломки получают в отваре луковой шелухи. Чем более насыщенный отвар и чем больше в нем шелухи, тем насыщеннее будет цвет.

— Для получения розового оттенка соломку кипятят в растворе марганцовки.

Еще идеи для изготовления панно с детьми Вы найдете в рубриках сайта:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Источники:

http://studopedia.ru/3_197866_tehnologiya-applikatsii-iz-solomki.html

http://helpiks.org/8-45351.html

Панно из соломки: пошаговая инструкция и мастер-класс

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: