ТРИЗ помогает педагогике воспитать человека-мыслителя
Современное образование
Последние статьи на сайте:
Триз – педагогика – учитесь мыслить смело
«Креативность – это значит копать глубже,
смотреть лучше, нырять в глубину,
проходить сквозь стены, зажигать солнце,
строить замок на песке, приветствовать будущее».
Поль Торренс
Немного найдется учителей, которым знакомо понятие «Триз – педагогика», не говоря уже о людях, далеких от образования. И это при том, что впервые о ТРИЗ заговорили в середине ХХ века. Возникает закономерный вопрос: «Почему»? Идеи ТРИЗ бесперспективны и не имеют будущего, тогда почему эта система существует и будоражит умы людей, вот уже более 60 лет? Или данная педагогическая модель настолько прогрессивна, что только сейчас пришло её время? А может быть, методы Триз – педагогики настолько уникальны, что определенному кругу людей совсем не выгодно было распространение её в широкие массы, однако, это предположение оставим на суд историков.
История основания ТРИЗ педагогики
ТРИЗ – теория решения исследовательских задач, основоположником которой является изобретатель, писатель – фантаст – Генрих Саулович Альтшуллер. Впервые ТРИЗ была апробирована в 60-е годы ХХ столетия в кружках технического творчества, где проводилось обучение инженерами и педагогами, прошедшими подготовку на семинарах Г. С. Альтшуллера. На этих занятиях детей учили творческому процессу: придумывать новые, до тех пор невиданные самолёты, машины, корабли, а затем изготавливать их модели. Эти творения участвовали во всевозможных конкурсах, как в Советском Союзе, так и за рубежом. При этом они очень часто становились победителями выставок и получали патенты на изобретение. Именно тогда впервые было поставлено под сомнение утверждение, что творческий потенциал – это врожденный талант. ТРИЗ – педагоги утверждали, что любого ребенка можно научить творческому процессу. Сегодня ТРИЗ включают не только в школьный компонент учебных планов многих лицеев и гимназий, но и используется как метод обучения на отдельных предметах в общеобразовательных школах. Такая популярность ТРИЗ – педагогики обусловлена необходимостью становления нового типа личности, который бы соответствовал современной информационной эре, чего не может обеспечить классическая система образования, сформированная на заре индустриальной эпохи.
Сущность теории решения исследовательских задач
ТРИЗ – наука, вышедшая из технической среды, которая сегодня успешно реализуется в гуманитарной сфере и в первую очередь в образовании. Несмотря на солидный возраст, ТРИЗ – педагогику смело можно назвать инновационной педагогической моделью, первоочередной задачей которой является формирование творческой, смело мыслящей личности. Сегодня, наверное, только ТРИЗ – движение может похвастаться столь широким спектром своих слушателей, начиная от дошкольников и заканчивая специалистами узких отраслей.
«Учись мыслить смело!» – вот основная идея данной педагогической системы. Те, кто один раз столкнулись с ТРИЗ, не только начинают иначе мыслить и решать поставленные задачи, но и значительно меняют отношение к миру.
Кроме обучения творческой деятельности, в задачи триз – педагогики входит ознакомление учащихся с приемами творческого воображения, развитие умения и навыка решения изобретательских задач.
Триз – технологии базируются на следующих компонентах:
1. Решение открытых задач
В школе учат решать задачи, в которых четко сформулировано условие, есть неизвестное и конкретный способ решения. В жизни, зачастую, все не так однозначно: приходится сталкиваться с информацией, которая может совсем не пригодиться для решения задачи, вариантов нахождения неизвестного может быть несколько и нужно выбрать самый подходящий, а ответ может быть совершенно не прогнозированный. Решению таких «открытых задач» не учат в школе, этим занимается триз – педагогика.
2. Формирование творческого воображения
Сегодня ТРИЗ с уверенностью заявляет, что изобретателем может стать любой человек, начиная от программиста и заканчивая домохозяйкой. И это не пустые слова. Триз – педагоги обладают конкретными приемами, помогающими развивать творческое, креативное мышление. Познакомиться с ними можно прочитав книгу П. Р. Амнуэля «РТВ – это очень просто!»
3. Преодоление психической инерции
Приступая к решению поставленной задачи, наша услужливая память сразу навязывает нам привычные отработанные стереотипы нахождения ответа. Именно это и принято называть психической инерцией, преодолеть которую помогают методы развития творческого воображения, используемые в работе триз – педагогами.
4. Развитие ассоциативного и системного мышления
Как это ни парадоксально, но именно ассоциации помогают делать открытия. Для развития ассоциативного мышления, в первую очередь, нужно освободиться от стереотипов и клише в сознании, далее необходимо расширять сферу ассоциаций и на последнем этапе нужно работать над построением необходимых ассоциаций. Интересную методику развития ассоциативного мышления предлагает рижский автор А. А. Неретниекс в одноименной книге.
Применение триз – технологий на практике
Вас заинтересовала ТРИЗ, и вы решили попробовать применить её на своём занятии, тогда начните с введения определенных правила, без которых невозможно создать творческую атмосферу в группе, а именно:
1. Равенство ученика и учителя на уроке
2. Уважение педагога к личности ребенка
3. Право на ошибку, которое имеет каждый человек
4. Учитель и ученик рука об руку идут по дороге знания и творчества
5. Пример учителя – главный воспитатель для ребенка
Очень важно преодолеть стереотип отношений в классе между педагогом и учеником, на это может уйти некоторое время. Следует быть терпеливым и толерантным по отношению к тем детям, которые медленно мыслят и ваши задачи для них, по – началу, будут не до конца понятны. Ребенок должен понять, что на этом уроке вы решаете поставленные задачи вместе с ним. Не бойтесь сказать, что вы не знаете ответа на вопрос задачи, объясните, что существуют вопросы, на которые никто не знает ответа, и знать всего невозможно. Не стыдно чего – то не знать, стыдно не учиться.
На первых порах, по – возможности, поделите класс на группы по 10 – 15 человек, и работайте с каждой по – отдельности. Такая работа будет более продуктивной, и поможет создать доверительную, творческую атмосферу на занятии.
Начинайте урок с небольших головоломок, которые помогут сосредоточить внимание и активизировать мышление учеников, например: «Три черепахи ползут по прямой. Первая говорит: я ползу, а за мной ползут две другие. Вторая: я ползу, передо мной одна и позади меня одна. Третья говорит: я ползу, и за мной две. Как такое может быть?» Учителю необходимо иметь богатый арсенал таких задачек, потому как второй раз ее можно будет использовать только в другом классе и через определенный промежуток времени.
Для подготовки к основной части занятия, вам потребуется написание отдельного календарного плана, который нужен будет не для администрации, а лично для вас. Материал вы сможете найти в интернете, задав в поисковике «триз – технологии».
Итак, решившись использовать в своей работе триз – методы, вы должны быть готовы, в первую очередь, к работе над собой. К тому, что через определенное время вы сами станете другим человеком, иначе будете подходить к решению задач и не только педагогических, но и собственных, жизненных. Будьте готовы изменить свое мировоззрение и взгляд на других людей. И поверьте, этот «новый человек» будет гораздо увереннее в своих силах и в самом себе. А первым толчком к самосовершенствованию пусть станут для вас слова Ричарда Баха: «Сколько жизней мы должны прожить, прежде чем появиться первая смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае. Тысячи жизней. А потом еще сто жизней, прежде чем мы начинаем понимать, что существует нечто, называемое совершенством, и еще сто, пока мы убеждаемся: смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим».
Статья «ТРИЗ — технология воспитания успешного человека» (продолжение)
Виктория Жихарева
Статья «ТРИЗ — технология воспитания успешного человека» (продолжение)
На сегодняшний день очевидно, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере создать условия для формирования в детях всех необходимых качеств, наличие которых диктует нынешнее состояние общества. В классической педагогике формула содержания обучения – «делай как я», иногда «делай, как я сказал». Но необходимо сформировать у детей уменье видеть и решать задачи самостоятельно. А инструмент для решения задач должен дать педагог. Однако «умение видеть задачу» – это и есть ключевой навык, в противном случае нет смысла давать ребенку инструменты для её решения. Всё это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории – технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ начал свой путь в дошкольном образовании с 1987 года. Оказалось, что ТРИЗ может использоваться для формирования гибкости, динамичности мышления дошкольников, для развития управляемого воображения, фантазии, творчества детей и давать отличные результаты. ТРИЗ демонстрирует детям мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. Главная цель ТРИЗ-педагога – формирование у детей навыка творческого мышления, т. е. умения творчески находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. Это требует определенной подготовки самого воспитателя, его искреннего умения и желания творить, искать и находить новое в обыденном. В ТРИЗ-педагогике развивается понимание причинно-следственных связей. И еще одна важная составляющая ТРИЗ-педагогики – таксономия – наука о порядке. При помощи ТРИЗ ребенок учится систематизировать, объединять объекты по определенному признаку, ранжировать их внутри своей группы. Так у ребенка формируется навык расставлять приоритеты. Ни для кого не секрет, что человек, умеющий планировать, намного эффективнее распределяет свое время и достигает больших результатов, т. к. не тратит время впустую.
Детей редко учат выходить за границы привычного, придумывать что-то новое, тренировать воображение. Задача ТРИЗ научить их этому. Но делать это нужно постепенно, соблюдая правило трех П. Просто, Последовательно, Постоянно. Попросите ребенка сразу прыгнуть на в длину, например на метр. Он этого не сможет сделать. В лучшем случае он просто расстроится, что не смог, в худшем – в голове зародится мысль, что он вообще не может прыгать высоко, что он — неумеха, чем можно напрочь отбить у него желание заниматься спортом в дальнейшем. Правильнее будет сначала научить его прыгать на 50 см и т. д. Так же и в ТРИЗ – необходимо с раннего возраста тренировать у ребенка не только определенные мыслительные навыки, но и нарабатывать опыт пяти органов чувств: вкусовые ощущения, обоняние, осязание, слух и зрение. В противном случае мы столкнемся с проблемой недостаточности у детей предшествующих знаний и умений для работы с инструментами ТРИЗ. Например, неудовлетворительное владение признаками объектов.
Логика усвоения знаний выглядит следующим образом:
ощущения – представления – понятия – интуиция
Тренировка должна начинаться с создания «багажа» образов, на которые и будет опираться воображение. Затем происходит знакомство со свойствами предметов и объектов, которыми будет в последствии пользоваться воссоздающее воображение. Необходимо сформировать у ребенка навык определения различными способами месторасположения объекта на плоскости и в пространстве, тренировать его зрительную и словесно-слуховую память, готовить мышление к восприятию приемов и методов Развития Творческого Воображения (РТВ) на базе ТРИЗ. ТРИЗ-педагогика учит ребенка не бояться новой информации: если он видит новое слово, то знает, что за ним спрятался какой-то интересный объект, с которым можно и интересно познакомиться. Важный аспект детского развития – это то, что ребенок не ограничивает себя, а открывает новое.
Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. «Что можно делать ложкой?» (есть, переносить что-то, копать и т. д.)
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо. «Много конфет» – Что в этом хорошего? (Можно угостить многих друзей). Что плохого? (Если много съесть, заболит живот).
Следующий этап изобретательства, основная задача которого – научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и пр. Для этого может использоваться, например методы активизации перебора вариантов.
Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. ТРИЗ-методика формирует у детей уменье придумывать свои сказки, загадки, небылицы да не одну, а обязательно каждый ребенок в группе может и должен проявить себя. Занятия по развитию творческого воображения – это прежде всего игра, импровизация. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т. д. Тризовские занятия по изобразительной деятельности включают использование разных нестандартных материалов. На этом же этапе с помощью определенной методики формируется навык составления рассказа по картине. Кредо ТРИЗ-педагога – “Можно говорить все!”. Выслушивать нужно обязательно каждого желающего. Необходимо дать возможность каждому ребенку как можно больше проявить свои возможности и способности, не боясь и не стесняясь возможной неправильности или неточности в ответах или размышлениях. У детей должно формироваться умение возражать воспитателю и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая взамен свои версии, доказывая свою точку зрения. В отношениях “взрослый-ребенок” здесь возможны только партнерские отношения. Ребенок должен быть окружен непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Сказки близки и понятны детям. Переживая за героя, ребенок хочет ему помочь и что-то изменить. Например, в сказке Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине» королева-мать очень оригинально сумела определить, настоящая ли принцесса оказалась в их замке. Она положила в кровать принцессы горошину. Неженка-принцесса сразу почувствовала неудобство. Но очень плохо, что принцесса совсем измучилась за ночь, т. к. из-за горошины она совершенно не могла уснуть. Как избавить принцессу от её мучений? Противоречие: горошина должна быть в постели, чтобы «обнаружить» принцессу и не должна быть, чтобы принцесса могла спать. Решение: положить в кровать кусочек льда в полиэтилене. Под воздействием тепла лед растает, и принцесса сможет спать. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Занятия по методу ТРИЗ планируются в любое время: в процессе НОД, во время организации режимных моментов, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Для развития любознательности все ситуации, которые происходят вокруг ребенка нужно обозначать как задачу с противоречиями, ставя перед ним два ключевых вопроса: как это можно сделать (решить? и как это можно сделать еще? Время прогулки можно использовать для игры. Спросить у ребенка: «Что ты видишь удивительного?» И это будет побуждением к тому, чтобы ребенок внимательней рассмотрел окружающий его мир и заметил интересные детали. Для развития воображения ребенку нужно давать возможность, где только можно придумывать, как сделать так, как еще никогда не было. Постоянно побуждать и поддерживать его стремление к новизне. Можно формировать воображение у детей специально, на каждом шагу – делая ли маме подарок или открытку, сочиняя ли сказку — можно научить это делать оригинально не похоже, чтобы ребенок с гордостью мог сказать – это я так сам придумал! Но не менее важно уменье – даже если ты что-то придумал или изобрел, а ситуация изменилась, не держаться за это решение, лишь в силу того, что именно ты его автор. Необходимо сформировать такое мышление, которое готово отказаться от старого в пользу нового, если это новое более прогрессивно. Открытость, динамичность, гибкость, умение адаптироваться вот те качества, которые нужны в современном мире. И обязательно должна быть определенного рода смелость.
Погружение в старину через разные виды деятельности Наш детский сад старается создать благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирует основы базовой.
Презентация для педагогов ДОУ по оформлению уголков экспериментальной деятельности С целью поддержания и совершенствования комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования, в нашем ДОУ был организован.
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики
Альбина Максимова
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мое выступление на педсовете «Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики». Мне очень нравится применять ТРИЗ педагогику в работе с детьми. Буду надеется, что среди вас найдутся единомышленники.
Выступление сокращенном виде т. к. теория многим знакома.
1. Вызвать у педагогов интерес к экологическому воспитанию средствами ТРИЗ педагогики.
2. Нацелить педагогов на изменение подхода к экологическому образованию дошкольников.
3. Повысить уровень активности педагогов, развивать стремление к сотрудничеству.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Каждый педагог должен знать, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ- педагогика (теория решения изобретательных задач). Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
– развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: это различные виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.
Экологическое воспитание состоит из 4 разделов, в каждом разделе 3 задачи: обучающая – первоначальные сведения о природе, развивающая – развитие познавательной деятельности; воспитывающая – понимание значения природы, бережное отношение к ней.
1 раздел. Мир вокруг – наблюдения, экскурсии по территории д/с и близлежащим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир, либо человеком (рукотворный мир).
Например, использование тризовской игры «Метод маленьких человечков» дает возможность ребенку осознать, что и как создано все в окружающем его мире (предметы природного мира дерево, камень, шерсть, мех и рукотворного мира пластмасса, стекло, железо). Какие изменения могут происходить с предметом под воздействием тог или иного действия.
2 раздел. Живая природа – наблюдения за растениями, животными, птицами. Развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Например, опыт «Живая ли веточка?». Внеся ветки тополя в группу побудила интерес детей: – живые ли веточки? После того, как выслушала мнение детей, предложила и убедится в своем мнении через наблюдения за веткам. Несколько веток поставили в воду, а одну ветку без воды.
Важно, воспитателю всегда помнить, о нравственном воспитании детей. Поэтому нельзя давать погибнуть растениям во время экспериментирования, а достаточно подвести к итогу и предложить создать благоприятные условия для роста и развития, что и развивает нестандартное мышление, подводит детей к умозаключению. В связи с этим ветку без воды, поставили к остальным (на которых появились листочки) и продолжили наблюдение.
Таким образом, в последствии дети сами убедились, что в зимний период деревья находятся в зимней спячке. Когда создаются все необходимые условия для роста, растения оживают (ветка пустила корни) и продолжают жить. Все наблюдения мы фиксировали в «Дневнике наблюдения» еженедельно по определенным дням.
3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, – как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано.
Опытно – экспериментальная деятельность «Где быстрее вырастит лук?» также помог детям убедиться, как важны условия для роста (свет, тепло, вода) растительному миру.
Наблюдая за не живой природой на участке детского сада, т. е. состояние погоды, природные явления: снег, дождь, град, солнце, ветер, облака, очень важно, закрепить знания о характерных свойствах, этих явлений. Например, через игру «Хорошо – плохо», «Наоборот», «Противоречия в погоде». Дети ежедневно фиксируют свои наблюдения в «Календаре погоды» по системе С. Н. Николаевой.
4 раздел. Планета наш – дом, и мы хозяева в нём – обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно – экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».
Наблюдение с детьми за трудом взрослых по озеленению территории детского сада – признаков деятельности человека. Участие самих детей в уходе за цветниками в летний период, в уборке сухих листьев осенью с участка, утепление корней деревьев в зимний период помогает формировать экологические знания и почувствовать каждому ребенку, что он активный участник по защите природы. Поэтому в этом направлении, также ведется активная работа с детьми.
Прошлый раз познакомила вас с играми ТРИЗ: «Противоречия», «Наоборот», «Хорошо- плохо», «Моделирование ситуаций», «Подсистемы и надсистемы», а сегодня хочу познакомить вас с новой игрой ММЧ (метод маленьких человечков, которую прекрасно можно использовать в работе с детьми в экологическом воспитании.
•обобщить представления детей о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ;
•развивать воображение, умение инсценировать;
•развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.
Игра «Назови твердое»
Бросаю воспитателям (воспитатель бросает детям) мяч, они должны называть различные твердые предметы. Кто ошибся или повторил —выходит из игры.
Нередко путают понятия «твердое» (в смысле крепкое) и «твердое» как агрегатное состояние вещества (в отличие от жидкого и газообразного). Могут быть ситуации типа: «Нет, бумага не твердая, вот фанерка твердая). При возникновении подобных ситуаций воспитатель уточняет задание: твердое —это то, что не жидкое. («Бумага – это не жидкость, она состоит из твердых человечков, но они, наверное, не очень сильно держаться за руки, вот почему бумага легко рвется.»)
Аналогично проводится «Назови жидкое», «Назови летучее».
Игра «Маленькие человечки.»
Предлагаю «превращаться» в маленьких человечков и изобразить брусок, кирпич, книгу, спичку (все ответы моделируются) .
При этом анализируются свойства этих предметов: почему книгу можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.
Последовательная реализация данной методики требует от воспитателя вдумчивого и творческого отношения, которая позволяет детям дошкольного возраста легко усвоить учебный материал.
Таким образом, чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой.
Источники:
http://neuch.org/interest/triz-pedagogika-uchites-myslit-smelo
http://www.maam.ru/detskijsad/statja-triz-tehnologija-vospitanija-uspeshnogo-cheloveka-prodolzhenie.html
http://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskoe-vospitanie-sredstvami-triz-pedagogiki-148440.html