Цветы из ткани методом обжига над пламенем. Мастер-класс
Цветы в технике «обжиг»
Здравствуйте дорогие читатели. Сегодня я расскажу про давно обещанные украшения для волос, выполненные в технике «обжиг».
На страницах этого блога я упоминала не раз, что работаю учителем труда и темы, связанные с цветами из ткани выкладываются здесь после того, как дети сделают свои изделия. Меня будут всегда интересовать быстрые поделки, которые можно носить и дарить близким.
Во время изучения темы «Оздоблення одягу» дети знакомятся с основной теорией, связанной с одеждой и шьют разные цветы из кружева, ткани, лент. Для того, чтобы они освоили разные техники изготовления цветов из ткани мне пришлось изучить много литературы, посетить не одну выставку (дабы узнать спрос, цены и моду), выучить ассортимент магазинов города и некоторых оптовых в Интернете. Только вот названия для изделий и техники придумываю сама, так как не встречала систематичной классификации. Например: цветок из лент и кружева, цветок из ткани, цветок в технике присбаривания, в технике «обжиг», в технике «закладывание» и т.д. Поэтому не стоит мой материал использовать как базовый. Я просто делюсь той теорией, которую даю на уроках.
Техника «обжиг»
Она довольна проста. В основе украшения должны присутствовать лепестки из ткани, которые необходимо обпалить. Да, это довольно опасно, но для девочек 9-11 классов вполне постижимо. Сначала они прослушивают инструктаж, потом я выдаю по одной свечке-таблетке без запаха на 5-6 человек. Свечки обязательно должны располагаться на тетради или картонной основе, чтобы не повреждали парты и вещи горячим парафином. Зажигаю я сама газовой зажигалкой. Спички дают неприятный запах на всю мастерскую. Получается на класс до 4 свечей, за которыми я обязательно поглядываю. Как только работу заканчивают- задувают. Есть 2 главных правила: работать в косынке, низко голову не наклонять и при обжиге водить ткань возле огня (а не в пламени и не в парафине!).
В начале изучения этой техники я объясняю, что есть разные способы изготовления украшения для волос из ткани. Рисую 6 вариантов форм лепестков для таких цветов. Думаю, что их бывает больше, но вот я систематизировала основные. Показываю готовые изделия для каждого варианта, они потом перерисовывают шаблоны и выбирают один из понравившихся для изготовления.
Формы лепестков для цветов из ткани:
Вариант 1 – Обычные круги. Мы их рисуем диаметрами 3 см, 4 см, 5 см, 6 см, 7 см, 8 см, 9 см. Из них можно сделать такие украшения. Цветок 1.3 выкладывается из кругов, только пришиваются они не в центре, а по краям.
Вариант 2 – Обычные круги, но с разрезами. Это облегченный способ изготовления варианта №3. Очень сложно вырезать из сыпучей ткани ровные цветы с лепестками. А вот надрезать круги, как показано на рисунке, довольно просто. После обжига деталь приобретает похожую форму. Так же разрезать можно на разное количество лепестков.
Вариант 3 – Готовые шаблоны в форме цветка. В зависимости от толщины ткани и объемности будущего цветка вырезается разное количество деталей. Подробности читайте в этой статье.
Вариант 4 – Узкие лепестки. В интернете я встречала много цветов, в которых используются такие шаблоны. Но при изготовлении из мягких тканей у меня форменный цветок не получился. Узкие лепестки разлаживались в разные стороны. Если использовать более жесткую ткань или широкую основу- подкладку, то изделие обязательно получится.
Вариант 5 – Широкие лепестки. Это самый распространённый способ изготовления цветов. Раскраивается по 4 штуки шаблона одного размера. При сшивании лепестки у острого угла закладывают складочку для придания объёма. Если складочки не закладывать, то получится плоский цветок, похожий на 1.3.
Вариант 6 – Шаблон из длинной полосы, на которой вырезаны лепестки от малого до большого. Закладывать такой цветок не просто, но после нескольких попыток получалось не только у меня, но и у детей.
Мне пришлось делать каждый вариант для того, чтобы записать себе и потом рассказать детям. А именно, важны: размеры, количество шаблонов, вид ткани, себестоимость, способ крепления к заколке.
В основном, во всех украшениях используется основа из круга, на которой крепятся лепестки и, соответственно, заколка. Её мы часто делали в тон цветка из флиса, пальтовых тканей и даже из хозяйственных тряпок для посуды. Диаметр кругов 3 см , 4 см или 3,5 см.
Ткань необходимо брать синтетическую, так как она мгновенно обпаливается и у неё скручиваются края. Самая дешевая- это креп-сатин. Цветовая гамма очень велика, цена около 23 гр за метр шириной 1,50 м., но она тяжелая. И так же замечала, что не каждая «закручивается». Мы, конечно, покупали для тренировки её, но не угадаешь сразу, скрутятся лепестки при обжиге или нет. Более удачные работы выходят из органзы (обрезок из занавесок) и шифона. Пробовала сделать из атласа, так наверно в ней есть натуральная нить, лепестки получились плоские и цветок тоже. Такие изделия очень хорошо подходят для украшения открыток (в скрапбукинге), подарков. Плоский цветок мы делали и из узких лент. При изготовлении других поделок дети уже знают, что украсить изделие цветком довольно просто.
Об каждом описанном варианте создания украшения из ткани я планирую рассказать отдельно. Так что, дорогие читатели, следите за обновлениями блога semideluhi.com .
Создавайте свои цветы из ткани!
Создание фантазийного цветка из ткани без использования специальных инструментов
Цветы на платьях, ободке, туфельках или сумочке ведущие модельеры преподносят в своих коллекциях уже не первый год, и с каждым разом обретая все большую популярность. Сегодня – это яркий и эффектный аксессуар, который дополнит образ, выделит из массы людей на улицах города.
Предлагаю окунуться в мир текстильной флористики и раскрыть для себя увлекательный процесс создания уникальных вещей. Существует великое множество изготовления цветов из ткани, основные это: техника обжига над свечой, техника гильоширования, цветы из лент, шитые цветы. Каждая техника требует определенных навыков и приспособлений. Я хочу обратить Ваше внимание на создание цветка из ткани методом, не требующим применения специальных профессиональных инструментов, но при этом максимально приближенном к методу создания реалистичных цветов « шелковая флористика», в которой используется только 100% шелк.
Техника «обжига над свечей» говорит сама за себя. Это создание цветка при помощи обжига над пламенем свечи. Материалом служит искусственная ткань, не требующая обработки желатином. На выборе ткани я бы хотела не много остановиться. Конечно, все зависит от наряда, к которому делается цветок. Ткань может быть однотонной или с рисунком, а можно самостоятельно окрасить красками, в этом случае цветок получится более живой и оригинальный. Я рекомендую использовать несколько видов ткани, кардинально отличающихся по фактуре и плотности, это сделает цветок очень интересным. Цветовая гамма зависит от задумки: лепестки могут быть очень близкие по тону, могут «играть» на контрасте, а могут изобиловать буйством красок, брызг и эмоций. Остановимся на каждом более подробно.
При однотонном варианте цветовая гамма варьируется в пределах одного главного цвета. К этому же варианту я отношу и гармоничное сочетание цветов:
- Для красного: розовый — фиолетовый и оранжевый — яичный желтый
- Для оранжевого: красный – розовый и яичный желтый – желтый
- Для желтого: оранжевый — яичный желтый и лайм – салатовый
- Для зеленого: лайм – салатовый и цвет морской волны – синий
- Для синего: зеленый – цвет морской волны и сиреневый – фиолетовый
- Для фиолетового: синий – сиреневый и розовый – красный
При выборе контрастных сочетаний учитываем, что особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на противоположных концах друг от друга:
- Красный – зеленый
- Оранжевый – цвет морской волны
- Яичный желтый – синий
- Желтый – сиреневый
- Лайм – фиолетовый
- Салатовый – розовый
Создавая фантазийный цветок совершенно не обязательно придерживаться природных закономерностей, что намного расширяет границы выбора цвета и ткани, а так же материалов для декора.
Существует два способа изготовления цветка методом обжига на свечи, при этом их можно и сочетать вместе.
Первый способ (на мой взгляд, более простой) это создание сразу яруса лепестков. 5-8 ярусов разного диаметра и цветок готов, но все зависит от его размера. Например, для цветка диаметром 10-12см оптимальное количество 20-22 яруса.
Второй способ- это создание лепестков по отдельности, занимающий больше времени, но позволяющий создать очень замысловатые формы.
Для украшения композиций пригодятся: перья, бисер, бусы, всевозможные ленты, тесьма, кружево, вощеная нить, стразы, пайетки, блестки.
Для изготовления цветка нам понадобится:
- Свеча
- Зажигалка (спички)
- Ткань (обязательно искусственная)
- Ножницы
- Силиконовый пистолет (можно заменить прозрачным клеем жидкие гвозди, а можно и вовсе обойтись без него и пришить декоративные элементы)
- Игла и прочная нить (я использую шелковую)
- Краски для ткани
- Мультифора (или лист бумаги)
Для декора: очень много блесток, микробисера и пр. в отделах для дизайна ногтей.
Изготовление:
Мной выбраны: 2 вида тюля, вуаль, органза, партерная ткань, жатый креп-сатин. Органза и креп белого цвета для окрашивания.
Из каждого материала вырезаем круги разного диаметра.
Белые кружки нужно окрасить. Понадобятся краски для ткани, например «Гамма»,
но я предпочитаю акриловые краски для ткани,
после высыхания они создают на поверхности ткани очень интересный эффект.
Далее берем мультифору, емкость с водой и кисточку. Смачиваем кружки, выкладываем и красим.
Оставляем кружки полностью высохнуть.
После высыхания аккуратно снимаем каждый кружок вместе с получившейся на нем пленочкой.
Каждый круг подносим к пламени свечи с боку и оплавляем края (что бы ткань не «сыпалась»). Делать это нужно довольно быстро, и чем тоньше ткань, тем быстрее.
Далее нам нужно «оживить» кружки. Для этого подносим кружок к пламени свечи сверху. От тепла ткань начинает выгибаться. На этой стадии нужно очень внимательно следить за пламенем, что бы не прожечь ткань. Плотный материал лучше держать повыше и подольше, а для легкой вуали (органзы, шифона) достаточно доли секунды.
Переходим к сборке цветочка. Для этого берем иголку и прочную нить. И как матрешку начинаем складывать ярусы от большего диаметра к меньшему.
Цветок собран, а из оставшихся кружочков я собрала маленький цветочек (можно сделать колечко).
Теперь украшаем сердцевину цветка. Я решила использовать бисер и самоцветы в тон цветка.
Надеваем бисер и камушки на нить и пришиваем их в сердцевине.
13. Далее пришиваем или приклеиваем крепление.
Расправляем каждый ярус и сбрызгиваем получившийся цветок лаком но водной основе (можно использовать лак для волос сильной фиксации).
Цветы из ткани, советы начинающим в закладки 12
Любая мастерица, освоив основные техники изготовления простых цветов из ткани, приходит к тому, чтобы попробовать сделать что-то посложнее:)
И прежде чем приступать к непосредственному изготовлению очень полезно познакомится с великолепными советами от мастера-дизайнера международного класса Олеси Федоровой.
Итак, советы-рекомендации о том, как создавать красивые цветы из ткани, как правильно выбирать, подготавливать и окрашивать ткань, а также описание инструментов и материалов для изготовления цветов из ткани.
Cтатья дополнена фотографиями рукодельных цветов от мастериц, представляющих свои работы на Etsy. Приятного просмотра!
Советы для создания цветов из искусственных тканей
1.При выборе искусственных тканей для создания цветов следует обратить внимание на её способность растягиваться. Замечательно подходит для цветоделия ткань,которая слегка тянется в стороны. Такое свойство ткани позволяет придать красивые изгибы лепесткам без использования специальных инструментов. При этом для того, чтобы сделать деталь более выпуклой и придать ей красивый естественный изгиб, нам всего лишь нужно будет потянуть её пальцами в том или ином направлении.
2.Цветы из искусственных тканей можно создавать любым из существующих способов: гильошированием, обработкой над свечой (при этом ткань должна быть на 100% искусственной, иначе деталь вместо того, чтобы плавиться, начнет тлеть), по технике Kanzashi и Komono или же, применяя гофрирование как с инструментами, так и без.
3.Важно иметь ввиду, что при изготовлении цветов из синтетических тканей классическим способом (т.е.с помощью специальных инструментов — булек) температура нагрева инструментов должна быть ниже, чем для натуральных тканей, иначе детали будут плавиться и липнуть к инструментам.
4.Вырезать выкройки для будущих цветов следует строго под углом 45 градусов к долевой нити (то же самое относится и к натуральным тканям) — это уменьшает риск того, что детали будут сыпаться и пушиться.
5.При окрашивании следует помнить, что искусственные волокна плохо впитывают краску, в результате чего получившийся оттенок будет гораздо светлее ожидаемого и на окрашенных деталях могут образоваться некрасивые пятна и разводы.
6.Для того чтобы цветы из искусственной ткани выглядели наиболее реалистично лучше избегать окрашивания красками, а вместо этого сочетать ткани нескольких оттенков одного или нескольких цветов.
7.Для того, чтобы края изделия не сыпались и не выглядели неряшливо, края деталей обрабатывают над пламенем свечи или смазывают деталь по краю клеем ПВА. Таким образом, высыхая клей становится прозрачным и край перестает сыпаться.
Совершенно не важно — создаете Вы цветы из натуральных или искусственных тканей, главное получать от этого удовольствие и не бояться пробовать что-то новое!
Инструменты и материалы для создания цветов из ткани
Краски. Для того, чтобы придать цветку натуральную окраску существуют различные красители, такие как фотокраски, чернила, гуашь, тушь, пищевые кондитерские красители и др.
В цветоделии для тонирования ткани лучше всего использовать специальные краски для ткани, а именно краски для батика или анилиновые красители. При этом следует помнить, что для получения нужного оттенка анилиновые краски разбавляют одеколоном или водкой, благодаря чему краски будут быстрее сохнуть и давать сочные, яркие оттенки.
Совсем не годятся для окрашивания ткани акриловые краски, так как они застывают на ткани пленкой, которая грубо ложится и плавится при обработке инструментами.
Также для окрашивания нам понадобятся широкие кисти — мягкая синтетика (0 или 1, 5 или 7, 12) и пластиковая палитра.
Клей канцелярский и столярный сильной фиксации.
Клей для цветов из ткани должен отвечать следующим требованиям:
- быть прочным;
- быстро высыхать;
- не оставлять грязных следов;
- не обесцвечивать краску на лепестках и листьях.
Замечательно для таких целей подходит столярный строительный клей ПВА сильной фиксации, а также незаменим в творческом процессе горячий клей-пистолет.
Проволока (медная, алюминиевая или флористическая).
При изготовлении стеблей и листьев обязательно понадобится проволока различной толщины. Причем чем тяжелее цветок, тем толще должна быть проволока. Без труда проволоку разного диаметра можно найти на строительных рынках или же в специализированных отелах для флористов и для рукоделия.
Леска рыболовная (прозрачная и цветная) диаметром 0,3-0,5 мм необходима для крепления декоративных элементов (бисер, камушки, мелкие цветочки и др.)
Бумага. В любых канцтоварах можно приобрести декоративную креповую (гофрированную) бумагу, которая пригодится для обвивки проволок (т.е. создания литонов). Универсальной считается бумага оливкового и коричневого цвета. При желании креповую бумагу очень удобно можно заменить флористической тэйп-лентой, что является более современным материалом в цветоделии.
Вата (желательно вискозная) используется для изготовления бутонов и сердцевины цветов. При необходимости вату можно подкрасить в любой цвет, для этого достаточно развести в воде желаемый оттенок краски, окунуть в нее вату, хорошо пропитать, отжать и подсушить на бумаге.
Нитки. Для тычинок понадобятся нитки самой разной толщины и цветов. Кроме того, для изготовления тычинок понадобится зубной порошок и мука.
Манная крупа, толченный уголь, молотый кофе используется для получения цветочной пыльцы, что позволяет достичь очень реалистичных результатов.
Плотный картон оставшийся после конфетных коробочек замечательно подойдет для изготовления выкроек.
Пищевой желатин (без добавок) используется для обработки ткани и придания ей определенной жесткости, которая помогает сохранять форму готового изделия.
Для декора: бисер, перья, бусинки, стразы и др.
Также в процессе создания цветов будут очень полезны:
- кусачки
- плоскогубцы
- ножницы
- пинцет
- шило или цыганская иголка.
Советы по окрашиваю ткани
1. Для окрашивания лучше всего использовать 100% натуральные ткани, такие как хлопок (ситец, сатин, шифон, батист), шелк (крепдешин, муслин, эксцельсиор, туаль, атлас), так как натуральная ткань позволяет краске плавно пропитывать ткань и прочно закрепляться в натуральных волокнах. Ткани же с примесью искусственных волокон или 100% искусственные ткани (такие как полиэстр, полиамид, полиакриламид) при окрашивании ведут себя непредсказуемо, дают тусклые оттенки и за счет того, что краска плохо впитывается остаются пятна и некрасивые разводы.
2. Для того, чтобы избежать усадки, а также образования пятен и разводов при окрашивании до начала работы ткань необходимо постирать, хорошо прополоскать и подстричь лишние ниточки.
3. Для того, чтобы краски ложились плавно, детали предварительно увлажняются кисточкой.
4. Как правило, краски для батика довольно концентрированные. Поэтому, их следует предварительно смешивать с водой в палитре, для того чтобы легче было смешать оттенок и контролировать какой цвет у Вас получается.
5. Не бойтесь экспериментировать с красками и начинайте работать с красками в дневное время при естественном освещении, так как вечером цвет меняется, вы устаете и цвет готового изделия вас сразу «выдаст» , так как будет глухим.
6. Для того, чтобы цвет получился более сложным и приглушенным в основной цвет добавляют капельку черной краски ( но главное здесь не переусердствовать).
7. Для того, чтобы зелень при окрашивании выглядела наиболее натуральной следует развести зеленый цвет разных оттенков, начиная от салатного и заканчивая темно-зеленым. Кроме этого зелень смотрится очень реалистичной, если добавить к зеленому красителю немного красной краски, которая даст эффект оливкового оттенка. Очень живописный эффект получается, если в некоторых местах при окрашивании зелени добавить капельку красителя того же тона, в который мы окрашивали и сам цветок, таким образом можно достичь плавного перехода и гармоничного сочетания между зеленью и цветами.
8. Если мазок краски нанести на сухую деталь, то она даст четкий контур. Для того, чтобы краска мягко растекалась, деталь предварительно увлажняется водой.
9. Для того, чтобы добиться плавного перехода цвета от одного оттенка к другому, лепестки предварительно смачиваются водой.
10. Для красок можно использовать шприцы (без иголок), которыми очень удобно набирать краску из баночек, а также очень легко сливать лишнюю краску обратно.
11. Часто в книгах можно встретить описание, что детали перед окрашиванием следует смачивать спиртом, а не водой. Но следует иметь ввиду, что спиртовой раствор быстро испаряется, деталь быстрее подсыхает и краска может некачественно пропитать лепестки. Помимо этого, некоторые краски при реакции со спиртом сворачиваются и вместо красивой окраски мы получаем никуда не годную деталь.
12. Для окрашивания лепестков обычно используют широкие синтетические кисти 8-16, жилочки рисуются тоненькой кисточкой 0-1, пятнышки – 1-2.
13. Для того, чтобы прорисовать прожилки и пятнышки на лепестках, а также четко оценить эффект окрашеной детали, очень удобно исользовать стекло, под которое следует подложить белый лист бумаги.
14. Перед окрашиванием следует попробовать получившийся оттенок на небольшом кусочке ткани, которую мы собираемся окрашивать.
15. У многих цветов, например таких как пионы, хризантемы, розы, лепестки в соцветии окрашены по-разному: в центре они светлее, а к краям – темнее. Чтобы переход цвета был плавным и наиболее натуральным, сначала разводят самый темный цвет. Одну часть лепестков окунают в самый концентрированный цвет, дают хорошо пропитаться и переносят сушиться на сухую газету. Затем раствор краски разводят водой в соотношении 3: 1 и пропитывают им вторую часть лепестков. Таким образом разбавляют оттенок 4 раза и тонируют лепестки, пока цвет от концентрированного не станет почти белым.
16. Для того, чтобы покрасить небольшое количество лепестков, их зажимают пинцетом и окунают в краску, хорошо пропитывая.
17. Светлое зеленовато-желтое пятно у основания большинства лепестков таких цветов, как тюльпаны, розы, фрезии, при окрашивается в последнюю очередь.
18. Для того, чтобы лепестки выглядели сочнее и ярче, а также не оставалось неаккуратных разводов на изнанке, детали окрашивают с двух сторон. Сначала на газете красят лепестки и листики с лицевой стороны, а затем детали перекладывают на сухую газету и наносят краску на изнаночную сторону. Готовый окрашенный лепесток переносят сушиться на сухой участок газеты.
19. В основном лепестки цветов окрашивают от края к центру, однако есть и исключения, к которым относятся лепестки ириса и орхидеи. Центр этих лепестков немного светлее, чем края и середина, поэтому краситель в этом случае наносят от центра к краям.
20. При окрашивании лепестков чайных роз, можно сделать небольшой эффект румянца в центральной части лепестка. Для этого в центр влажного лепестка капают каплю краски более интенсивного оттенка. Еще очень реалистичными получаются лепестки, если центр наоборот высветлить, для чего в центральную часть влажного лепестка капают спирт, разведенный с водой.
21. Многие лепесточки цветов по краям украшены более темной, чем основной цвет окантовкой. Чтобы передать этот эффект, по краю полувлажного лепестка проходятся тонкой кисточкой по краю более интенсивным цветом.
22. Все прожилочки, полоски и пятнышки ( у ирисов, настурции, орхидеи, лилии, анютиных глазок) прорисовывают тоненькой кисточкой (номер 00, 0 или 1) по сухой детали, чтобы краска не растеклась.
Всем удачи и бесконечного творческого вдохновения!!
Источники:
http://semideluhi.com/cvety-v-texnike-obzhig.html
http://dom.sibmama.ru/mk_tsvetok.htm
http://delaemrukami.boltai.com/topics/tsvety-iz-tkani-sovety-nachinayushhim/