Заучивание стихов с дошколятами по опорным картинкам

Заучивание стихотворения по опорным картинкам
методическая разработка (старшая группа) на тему

Не все родителей знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Это правильно. Заучивание стихотворений играют весомую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивает память, расширяет кругозор, формируется уровень культуры, пополняется словарный запас. Все это не раз пригодится в школе.

В дошкольном возрасте, ребенку при заучивании стихотворения, важно не механическое запоминание, а понимание текста. Стихи для дошкольника — это такой материал, который учит ребёнка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Как помочь ребенку понять и запомнить стихотворение? Вспомните, что ваш ребенок запоминает быстрее: прочитанную сказку или сказку, просмотренную по телевизору. Вы правы. Сказку, просмотренную по телевизору.

Потому что, в силу своих возрастных и психических особенностей, у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Смотря сказку, ребенок соотнесет текст с картинками — установится связь между слуховой и зрительной памятью. Он лучше понимает содержание и быстрее запомнит. Поэтому принципу, используя опорные картинки, вы научите ребенка быстро и без особых усилий запоминать стихотворение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по развитию речи.

Это пособие предназначено для индивидуальной работы с ребенком по заучиванию стихотворения наизусть с помощью опорных картинок.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», «.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», «.

Конспект занятия:Заучивание стихотворения Н.Минского «Листопад» с использованием логических опорных схемв старшей группе. (образовательные области «Чтение художественной литературы», «.

Заучивание стихотворения в младшей группе с использованием цветных опорных картинок. При заучиваниии стихотворения «Кот» Ирины Гуриной используютя цветные опорные картинки. Использование так.

В своей группе я использую в образовательной деятельности с детьми мнемотаблицы. Детям очень нравится работать по мнемотаблицам, рассказывать стихи, сказки, сочинять свои истории.Мнемотехника — .

Заучивание стихов по опорным картинкам с детьми дошкольного возраста

Заучивание стихов по опорным картинкам

Все родителей знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Это правильно. Заучивание стихотворений играют весомую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивает память, расширяет кругозор, формируется уровень культуры, пополняется словарный запас. Все это не раз пригодится в школе.

В дошкольном возрасте, ребенку при заучивании стихотворения, важно не механическое запоминание, а понимание текста. Стихи для дошкольника — это такой материал, который учит ребёнка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Как помочь ребенку понять и запомнить стихотворение? Вспомните, что ваш ребенок запоминает быстрее: прочитанную сказку или сказку, просмотренную по телевизору. Вы правы. Сказку, просмотренную по телевизору.

Потому что, в силу своих возрастных и психических особенностей, у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Смотря сказку, ребенок соотнесет текст с картинками — установится связь между слуховой и зрительной памятью. Он лучше понимает содержание и быстрее запомнит. Поэтому принципу, используя опорные картинки, вы научите ребенка быстро и без особых усилий запоминать стихотворение.

Существуют разные методы заучивания стихотворений по опорным картинкам . Вы сможете попробовать вместе с ребенком каждый из них, и выберите, каким образом вашему ребенку легче запоминать.

1 метод. Сначала выразительно и эмоционально прочитайте текст стихотворения. Это важно для получения целостного впечатления и понимания произведения.

1. У него в мешке подарки ,

2. А на шубе — пояс яркий.

3. Он зажёг огни на ёлке,

4. Он зайчат катает с горки.

5. Он на праздник нам привёз,

Новых сказок целый воз!

Затем, поговорите об услышанном. Задайте вопросы. Спросите, какое настроение или впечатления вызвало стихотворение. Ели ребенок постарше, спросите — почему? После вопросов — ответов начинайте учить стихотворение. Это окажется достаточно простым делом, так как ребенок уже прочувствовал информацию. Поскольку кратковременная память воспринимает информацию блоками, то все стихотворение лучше разбить на части, если возможно, на смысловые.

Читать еще:  Пасхальные сувениры своими руками

Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части. Покажите картинки. К каждой картинке читайте текст. Не торопитесь, рассмотрите сначала их. Прочитайте еще раз, попросите ребенка повторить. После каждой выученной строчки или четверостишия добавляйте еще по одной. Когда выучена вторая часть, повторите обе сразу. И так, пока ребенок не запомнит все стихотворение.

2 метод. Он отличается тем, вы сначала даете ребенку рассмотреть картинки.

1. Вышел дождик на прогулку

Он бежит по переулку,

2. Барабанит по окошку,

3. Напугал большую кошку ,

4. Вымыл зонтики прохожих,

5. Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал.

6. Дождик кончился. Устал.

Спросите, как он думает, о чем может быть стихотворение. Пусть он пофантазирует. Затем, прочитайте выразительно стихотворение. Передайте настроение автора, узнайте, как к стихотворению относится сам ребенок. Начинайте учить так же, как описано выше.

3 метод. Вы предлагаете ребенку картинки не по порядку.

1. Мы спросили нашу печь:

Что сегодня нам испечь?

2. Печку мы спросили,

3. Тесто скалкой раскатали,

Раскатали — не устали.

4. Начинили творогом

И назвали пирогом!

Дай творожнику местечко!

Выразительно читаете стихотворение, и просите собрать картинки последовательно, в зависимости от текста. Для этого, иногда, стихотворение приходится читать несколько раз. Затем, все тоже самое, беседуете по содержанию, учите, опираясь на картинки. Когда малыш почти запомнит стихотворение, «поменяйтесь» с ним местами. Попросите его разложить картинки не по порядку. Теперь он будет вам выразительно рассказывать, а вы не с первого раза сможете их правильно разложить. Таким способом ребенок закрепит знание стихотворения.

Какой бы вы метод не выбрали, может вы придумаете свой. Повторяйте с ребенком стихотворение несколько раз в течение дня, а также на следующий день. Чтобы ребенку это не надоедал попросите рассказать стихотворение тихо или громко, шепотом, меняя интонацию. Многократные повторения способствуют более прочному запоминанию. После нескольких повторов попросите малыша рассказать стихотворение без вспомогательных элементов. Если возникнут трудности, покажите соответствующий рисунок или действие.

Вы сами можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится. Если вы не умеете рисовать, ничего страшного. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Ребенка устраивает схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания это не повлияет. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Вы можете нарисовать картинки, а ребенок их с удовольствием их раскрасит, или рисовать их вместе. Очень ценным моментом в заучивании стихов по картинкам будет, если ребенок сам их нарисует. Не важно, это будет схематичное изображение, прорисованные картинки или просто ему понятные знака. Главное, что ребенок запомнит его еще быстрее. К иллюстрациям можно придумайте движения, – это поможет включить в процесс запоминания зрительный и двигательный каналы восприятия, что чрезвычайно важно.

Заучивая стихи со своим ребенком, вы не только развиваете у него память, расширите кругозор, сформируете общий уровень культуры, но надолго сохраните доброжелательные отношения друг с другом.

Мастер-класс «Заучивание стихотворений по картинкам»

Наталья Лилеева
Мастер-класс «Заучивание стихотворений по картинкам»

г. Лыткарино, Московской области

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №24 «Кораблик»

Мастер-класс

«Заучивание стихотворений по картинкам»»

Воспитатель I квалификационной категории

Лилеева Наталья Ивановна

• Передать личный профессиональный опыт в сфере творческой и педагогической деятельности.

• Показать эффективный способ для заучивания стихотворений по картинкам.

— развивать интерес к художественной литературе;

— знакомить с творчеством различных русских поэтов;

— совершенствовать умение выразительно читать стихи;

— учить заучивать стихи с помощью картинок;

— учить отвечать на вопросы предложениями;

Читать еще:  Поделки из фруктов и овощей. Смешарики.

— учить повторять стихотворение по картинкам.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение, для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.

У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Уделяя достаточно внимания детям, еще с дошкольного возраста занимаемся с детьми, учим детей рассказыванию, заучиванию стихотворений, мы способствуем развитию речи, памяти, внимания, мышления, накоплению словаря.

На мой взгляд, самое главное для развития речи, памяти, внимания, мышления, это заучивание с детьми стихотворений.

Вряд ли кто-то из взрослых не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает память, речь, расширяет кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует общий уровень культуры человека.

Почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а нет мотивации – нет результативной деятельности.

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные детям слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения рассказать ребенку, кто написал такое замечательное произведение. Такой подход приучает детей к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии.

После покажите ребенку иллюстрации, а пока он будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у ребенка формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым — напротив нужна абсолютная неподвижность.

Существуют разные методы заучивания стихотворений, но на мой взгляд самым главным и важным является визуальный метод заучивания стихов.

Этот метод – иллюстрация, нужен абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания, накопление словаря, развитие речи детей.

Как и во всем: повторение – мать учения! Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день.

Заучивание это замечательный способ и развитие речи, и поддержание объема памяти, и пополнение словарного запаса, и литературный поэтический багаж ребенка.

Ход мероприятия:

Меня зовут Лилеева Наталья Ивановна. Я воспитатель старшей логопедической группы. Работаю с детьми с ОНР.

При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, скудный словарный запас.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Читать еще:  Летний маникюр на коротких ногтях.

Моя задача, пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, превратить самый доступный вид деятельности в ИГРУ.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы мнемотехники.

Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, я использую некоторые приемы мнемотехники. Это заучивание стихотворений сопровождающихся просмотром рисунков, что позволяет значительно быстрее запомнить стихотворение.

При разучивании стихотворений суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Сегодня я предлагаю Вам выучить стихотворение Н. Нищевой «Осень» (Приложение №1) с помощью картинок, так как я это делаю со своими детьми.

Прежде, чем начать заучивание, я прочту это стихотворение. Воспитатель читает стихотворение. После этого воспитатель, читая стихотворение, вывешивает картинки. Каждая строчка из стихотворения, сопровождается картинкой. (Приложение №2)

Затем идет разбор стихотворения по вопросам.

Воспитатель задает вопросы:

1. О чём это стихотворение? (об осени)

2. Где летал ветер? (ветер по лесу летал.)

3. Что считал ветер? (ветер листья всё считал.)

4. Какие листья считал ветер? (дубовый, кленовый, рябиновый, березовый, осиновый.)

5. Куда бросил ветер осиновый листок? (ветер бросил на тропинку.)

После разбора стихотворения по вопросам, воспитатель читает его еще раз.

После повторного прочтения стихотворения мы вместе приступим к заучиванию.

Воспитатель проговаривает первую строчку стихотворения, обращая внимание на картинку. Все повторяют её. Воспитатель проговаривает следующую строчку, все повторяют. И так до конца. Затем воспитатель предлагает повторить всё стихотворение с опорой на картинки.

Главное — результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Уважаемые коллеги, большое спасибо, за участие, в мастер – классе!

Нищева Н. В. «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листья все считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Дидактическая игра «Назови сказку по картинкам-подсказкам». Подходит к завершению 2015 год, объявленный Годом Литературы. В конце ноября у нас состоится педсовет по этой теме. Каждая группа взяла.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Заучивание стихотворений с помощью пиктограмм».Тема занятия: «Осень». Предварительная.

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» по картинкам» Цель: создание условий для запоминания и воспроизведения стихотворения, при помощи приёма мнемотехники. Задачи: Помочь детям с помощью.

Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам» Конспект НОД по коммуникации «Составление описательных рассказов по картинкам». Цели: закреплять знания детей об осени, ее приметах. Расширение.

Конспект ООД средней группе «Повторение стихотворений А. Л. Барто. Заучивание стихотстихотворения» Я знаю, что надо придумать Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Социально-коммуниуативное развитие», «Физическое развитие»,.

Конспект занятия «Чтение и заучивание стихотворений А. Барто, описание игрушек» для детей первой младшей группы Программное содержание: 1. Побуждать к выражению своих впечатлений, отвечать на вопросы воспитателя; выразительно читать наизусть знакомые.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Описание животных по опорным картинкам Тема: Описание животных. Рассказ по картинкам. Программное содержание: учить составлять описательные рассказы о животных с опорой на мнемотаблицу;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Заучивание стихов по картинкам Цель: учить детей запоминать стихотворение по наводящим картинкам, осмысленно произносить слова, выразительно читать, развивать мыслительные.

Примерный план по самообразованию во второй младшей группе «Пересказ художественных произведений по картинкам» Реализация плана по самообразованию проходит в три этапа: 1. этап- развитие пассивного словаря возраст детей 3-4 года; 2. этап — формирование.

Занятие по экологическому воспитанию «Описание птиц. Составление рассказа по картинкам» Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «социализация». Виды игровой деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная,.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/01/29/zauchivanie-stihotvoreniya-po-opornym-kartinkam

http://infourok.ru/zauchivanie-stihov-po-opornim-kartinkam-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-1190232.html

http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-zauchivanie-stihotvorenii-po-kartinkam.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector