Музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой и цветовой палитрой радуги. Нотная радуга звуков

Содержание

Музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой и цветовой палитрой радуги. Нотная радуга звуков

Надеюсь, Вы выучили, какому звуку соответствует какой цвет? Здорово! А теперь, давайте познакомимся с основными образами обозначающими ноты. Именно их мы и будем использовать в дальнейшем в нашей цветомузыкальной методике. А называть мы их будем ласково — «Цветонотки»:

  • Звук Си – фиолетовый – «фиолетовая тýчка».

  • Звук До – красный – «красное сóлнышко».

  • Звук Ре – оранжевый – «оранжевая пирамúдка».

Звук Ми – жёлтый – «жёлтое сóлнышко».

Звук Фа – зелёный – «зелёные вéтви».

Звук Соль – голубой – «голубое нéбо».

Звук Ля – синий – «синее море».

Альтерированные звуки (диезы, бемоли) – серый – «серая стенá».

Мы начинаем изучать музыкальные песенки с белых клавиш фортепиано (диатонический звукоряд), именно на них мы и наклеиваем цветоноты. А чёрные клавиши (альтерированные звуки) мы пока использовать не будем.

Мы будем использовать в наших уроках по методике «Пиано «Радуга» всего 8 белых клавиш фортепиано: диапазон звуков от Соль1 до Соль2.

Если flash-приложение неактивно, щёлкните левой клавишей мыши в любом месте картинки и включите звук Вашего компьютера. Если Вы зашли на сайт с телефона или планшета, то Вы можете увидеть на странице «пустое место» Это значит, что на Ваших гаджетах не установлен flash-проигрыватель.

«Волшебная струна»

А так, будут располагаться цветонотки на струнных инструментах: гитаре, скрипке, виолончели, балалайке и всех других. Запомните эту звукоречевую формулу, она нам пригодится:

фиолетовая тýчка съедает красное сóлнышко; серая стенá; оранжевая пирамúдка; серая стенá; жёлтое сóлнышко скатилось с зелёных ветвéй; серая стенá; голубое нéбо; серая стенá; синее мóре; серая стенá .

Какая нотка главная?

Все нотки главные и равноважные. Мы можем начинать их называть с любой. Главное правило — двигаемся по часовой стрелке — это вверх, двигаемся против часовой — это вниз. Хорошо если Вы, называя нотки, представляете и Музыкальную лесенку.

«Радуга»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

конспект логоритмического занятия в подготовительной группе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

МБДОУ № 90 «Снежинка»

логоритмическое занятие в подготовительной группе

Выполнила: музыкальный руководитель

Цель занятия: познакомить детей с явлением природы – радуга.

  • совершенствовать словарный запас;
  • совершенствовать артикуляционную моторику, речевое дыхание;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
  • развивать музыкальные способности детей в процессе слушания музыки, пения, в исполнении музыкально-ритмических движений;
  • учить детей различать средства музыкальной выразительности, развивать умение высказывать свои музыкальные впечатления;
  • развивать навыки танцевальной импровизации;
  • закрепить умение рисовать разными материалами.
  • воспитывать чувства красоты, гармонии, доброты, радости.

Материалы и оборудование:

Два мольберта, нотный стан, ребус со словом «радуга», нарисованная бесцветная радуга, ленточки по количеству детей (по две ленточки каждому ребёнку), мячи среднего размера по количеству детей, радужный ковёр, разноцветные платочки по количеству детей, картинки дождь и радуга, костюм художника, кисточки и краски.

Дети под музыку «Пусть всегда будет солнце» сл. Л. Ошанина, муз. А. Островского заходят в музыкальный зал и встают в круг.

Муз. рук: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Ведь когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

Коммуникативная игра «Здравствуй говори» С. Коротаева.

Дети садятся на стульчики.

Муз. рук: Дети, давайте с вами поразмышляем, что такое радость?

Ответы детей: когда всё хорошо, когда мама рядом, когда папа играет со мной, когда свети солнце и т.п.

Муз. рук: В давние – давние времена в далёком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова «солнце» и «радость» похожи по своему значению. А какие вы можете назвать слова похожие на слово «радость»?

Ответы детей: смех, веселье, шутка, красота, добро и т.п.

Муз. рук: А сейчас я хочу загадать вам ребус. Вы знаете, что такое ребус?

Ответ детей: Ребус – это загадка, в которой слова даны в виде рисунков.

Муз. рук : (показывает карточку со словом «Радуга»). Что здесь написано? («Ра») А что нарисовано? (дуга). Что получилось? (радуга).

А кто из вас видел настоящую радугу? Какие чувства вызвала у вас радуга?

Ответы детей: нам было весело, радостно, чувство удивления, восхищения.

Читать еще:  Как сделать зажим с цветами канзаши. Мастер-класс

Муз. рук: Радугу можно наблюдать на небе в тёплое время года, когда капает мелкий, частый дождик. И в тоже время сквозь тучи или облака светит солнышко: солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки, и образуется радуга.

Ребята, а вы знаете цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определённом порядке?

А вы хотите увидеть радугу? А увидеть радугу нам поможет наш гость – Художник.

В зал входит художник.

Художник: Здравствуйте, ребята. Я очень рад вас видеть. Вы знаете, друзья, я долго готовился к нашей встрече и заранее нарисовал радугу. Вот она.

Художник открывает картину, ахает – на картине бесцветная радуга.

Кто же здесь нахулиганил?

Голос: Ха-ха-ха! Что думали полюбоваться радугой? Не получится! Ха-ха-ха!

Муз. рук: Что же теперь нам делать, художник?

Художник: Не расстраивайтесь, сейчас возьмём краски, кисти, и всё восстановим (открывает коробку с красками). А где же все краски?

Голос: Я – коварная и злая Дисгармония, я ненавижу краски, ненавижу красоту, ненавижу праздники, ненавижу добро, радость, друзей… Всё, разболталась я с вами, пока!

Художник: Подожди, подожди, Дисгармония! Где же ты? Ответь нам.

Художник: Ну не знаю, что теперь делать. Без красок у нас действительно ничего не получится.

Муз. рук: Подождите опускать руки. Зло всегда слабее добра, тем более что у нас есть помощники – это добрые сердца и верная дружба, помощь друг другу. Раз Дисгармония ненавидит всё доброе и красивое, значит, мы можем победить её добром и красотой. А поможет нам музыка. Ведь у музыки есть свои краски – это семь нот.

Музыкальный руководитель достает нотный стан с нотами.

Муз. рук: Мы будем открывать ноты и выполнять задания. Так мы соберём все краски. Вы готовы выполнять задания?

Музыкальный руководитель по очереди открывает ноты.

1 нота красного цвета. Красный цвет даёт энергию. Этот цвет излучает тепло, улучшает настроение.

Упражнение 1. Ходьба и маршировка с ленточками в разных направлениях п од песню «А в Радужной стране»

  1. Промчался летний дождь — дети маршируют по кругу

И появилась вдруг

Мы по нему пойдём

И в сказку попадём

Где чудеса сбываются всерьёз.

Припев: А в Радужной стране — сужают круг

Всё добром согрето — машут ленточками

Там нет холодов — расширяют круг

И всегда лишь лето — машут ленточками

Можешь полетать — движения повторяются

Свободно будто птица

В шоколадной роще

С эльфами резвиться.

В шоколадной роще — прыжки

С эльфами резвиться.

  1. Откуда радуга — ходьба змейкой

Берётся в небесах?

Её рисует зайчик солнечный.

Под музыку ветров и птичьи голоса

Рисунок получился очень красочный.

Припев: повторить движения.

2 нота оранжевого цвета. Оранжевый цвет – цвет оптимизма, открытости, эмоциональной уравновешенности, доверия.

Упражнение 2. Речевое упражнение «Шла лисица» сл. И. Мознина

(сб. Т. Тютюнниковой «Звёздная дорожка» с 10).

3 нота жёлтого цвета. Жёлтый цвет — цвет радости, стимулирует интеллект и общительность.

3. Восприятие музыки. «Дождь и радуга» С. Прокофьев.

Муз. рук: У современного русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева есть сборник фортепианных пьес «Детская музыка» есть пьеса «Дождь и радуга». Послушайте, как в ней изображаются дождь и радуга?

Дети: Дождь маленький, накрапывающий, а радуга красивая.

Муз. рук: В начале пьесы слышно, как погромыхивает гром, небо нахмурилось, музыка звучит тревожно, таинственно (1-4 т). Потом закапал маленький дождик, но совсем не на долго, небо светлеет: мы слышим то робкие, отрывистые звуки в среднем регистре, то светлые в высоком (4-8 т).

И вот показалась красавица радуга. Она раскинулась огромной разноцветной дугой на небе. Мелодия распевная, широкая, привольная (9 — 16).

Листья деревьев стряхивают с себя последние капельки дождя, а хмурые облака уплывают прочь (17 – 20 т).

А вот и солнышко показалось, засияло и пригрело – музыка звучит высоко, лучисто, ласково (последние 2 такта).

Давайте ещё раз послушаем пьесу, представим себе тёплый летний дождь, после которого появляется радуга. И попробуем движениями рук и выражением лица передать разный характер музыки.

Исполнение пьесы. Дети дирижируют. Поставленные кверху ладони, досада и обида на лице – будут изображать капающий сверху дождик, а нарисованные в воздухе полукруги, улыбка, радость, восторг – радугу.

4 нота зелёного цвета. Зелёный цвет – цвет самой природы. Помогает рассеивать отрицательные эмоции, цвет обновления.

Упражнение 4. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции .

Муз. рук: На прошлом занятии мы с вами говорили о том, как нужно беречь голос. Что для этого нужно?

Ответы детей: не кричать, холодную воду не пить, не сосать сосульки.

Муз. рук: А чтоб красиво петь – нужно голос разогреть.

«Часы». Размахивая прямыми руками вперёд –назад, произнести тик-так (10 – 12 раз).

«Ловим комара». Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4-5 раз).

Стихотворение «Рано утром на рассвете»

Распевание «Весна» С.Ю. Матвиенко

5 нота голубого цвета. Голубой цвет производит впечатление лёгкости, воздушности, чистоты, ассоциируется с небом, с прозрачностью воды, с миром.

Упражнение 5. Пение, сопровождаемое жестами.

Читать еще:  Браслет с цветком из ткани. Подарок доброй феи.

Песня «Радуга» М.В. Сидоровой

6 нота синего цвета. Синий цвет предполагает мягкость и терпение, цвет творчества.

Упражнение 6. Пальчиковая гимнастика «Семейка огурцов» сл. А. Усачёва муз. Т.Э. Тютюнниковой (сб. Т. Тютюнниковой «Сундучок с бирюльками» с 65.)

7 нота фиолетового цвета. Фиолетовый цвет – цвет покоя и тишины.

Упражнение 7. Упражнение регулирующее мышечный тонус.

Дети сидят в кругу. У каждого в руках небольшой мяч. Держа мяч двумя руками поднимают его высоко над головой и опускают вниз. Затем быстро перекладывают мяч из одной руки в другую то впереди, то за спиной, обводя вокруг корпуса.

Художник: Молодцы, ребята. Вы прекрасно справились с заданиями и собрали все цвета радуги. Всего их семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Вы запомнили последовательность цветов радуги? Нет? Тогда запомните сначала такую присказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Название цветов радуги начинаются с первой буквы каждого слова из этой присказки.

А сейчас давайте нарисуем радугу.

Дети рисуют радугу. Рассматривают все рисунки, выбирают наиболее выразительные и самые аккуратные. Закрепление цветов радуги.

Художник: Молодцы, ребята. Мне пора уходить, до свидания.

Муз. рук : Ну что ж, ребята, пора и нам прощаться.

Голос: Как это прощаться! А я? А про меня вы забыли.

Муз. рук: Ребята, мы совсем забыли про злую и коварную Дисгармонию…

Голос: Я не хочу быть больше злой и коварной, не хочу всем мешать и всё портить. Мне очень понравились ваши песни, танцы, ваша дружба и добрые сердца. Простите меня, пожалуйста!

Муз. рук: Ну что. Простим Дисгармонию?

Муз. рук: Ну раз Дисгармония исправилась, мы дадим её новое имя – Гармония. Это имя означает порядок, красота и согласие.

Голос: Вот спасибо! А у меня для вас тоже есть подарок – музыка!

Звучит весёлая, подвижная музыка.

Заключительная игра «Радуга»

Каждый ребёнок выбирает себе платочек любого цвета и кладёт его себе на голову. Когда звучит музыка, все начинают танцевать, следя за тем, чтобы платочки не упали. Платочки можно положить на плечи, на кисти рук и т.д.

Муз. рук: А в заключении нашего занятия я предлагаю вам отдохнуть на радужном ковре.

Дети ложатся на радужный ковёр.

Релаксация. «Радуга» текст С. Сергеевой

Звучит спокойная музыка.

Муз. рук: Представь себе, что ты находишься в очень красивом месте. Ты лежишь под чистым синим небом, светит солнце, тебе спокойно и тепло. Все вокруг очень тихо. Ты расслаблен, тебе хорошо.

Ты смотришь в небо и видишь большую прекрасную радугу, она переливается яркими цветами. Смотри, там красный и оранжевый, жёлтый и зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Это не простая радуга. Это твоя особенная радуга, и она волшебная.

адуга светится необычным, тёплым, чудесным, светом, он наполняет тебя энергией. Почувствуй, как этот свет согревает тебя, наполняет энергией всего тебя с головы до ног. С этим светом ты чувствуешь себя сильным, счастливым, самым лучшим. Этот свет пробуждает в тебе силы и даёт уверенность и лёгкость.

Ты подходишь поближе к радуге и разглядываешь её, прикасаешься к ней. Какая она, твоя радуга? Может, она гладкая, а может, пушистая, может, тёплая, а может, прохладная… У каждого она своя, особенная радуга. Может, твоя радуга пахнет цветами, а может карамелью… Познакомься с нею, улыбнись ей…

Если хочешь, можешь забраться на неё, удивительно легко добраться до самого верха. А здесь можно увлечься или сесть, свесив ноги, и оглядеть мир вокруг себя. Может, сверху видны леса и горы, а может, море, может, волшебная страна, известная только тебе (пауза).

Когда захочешь, спускайся с радуги, попрощайся с ней и возвращайся сюда. Но запомни, что теперь у тебя есть твоя радуга, наполненная чудесным светом.

Музыкальный руководитель подводит итог занятия (какие задания, игры понравились больше всего, сколько цветов у радуги, какие) и прощается.

Музыкальное занятие по ознакомлению с нотной грамотой и цветовой палитрой радуги. Нотная радуга звуков

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты — сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “Тайны семи нот”.

Читать еще:  Открытка из ватных дисков. Цветущий месяц май. Мастер-класс

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового .

Семь нот — семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно — это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет

Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой — это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту

Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества

И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты — это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

На основе этой методике я придумала героев — нотную семейку. Это дедушка ДО, бабушка РЕ, мама МИ-МИ, папа ФА, девочка СОЛЬ, мальчик ЛЯ и собачка СИ-СИ. Вместе с героями в веселых музыкальных играх ребенок знакомится с удивительным миром музыки.

Предлагаем прямо сейчас послушать песенку о том, как смелые котята спасли нотный домик от наглых мышей! А заодно поиграть в музыкально-математические игры. Перейдите по ссылке ниже, введите свой имейл в форму — и через несколько минут игры и песенка придут вам на почту.

Источники:

http://immigrad.com/metodpiano/cvetonoty-dlja-detej/Cvetonotki-2012

http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/10/29/raduga

http://maria-sharo.com/izuchenie-not-s-detmi-krasochno-i-interesno/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×
×
×